|
Бедствия, которые пережило
человечество из-за церкви, государства, наследственной собственности и других
абстракций, попиравших свободу и насаждавших неравенство, были, очевидно,
единственным путем воспитания человеческого рода. "Государство есть зло, —
писал Бакунин, — но зло исторически необходимое, так же необходимое в прошлом,
как будет рано или поздно необходимым его полное исчезновение, столь же
необходимое, как необходима была первобытная животность и теологические
блуждания людей". Бакунин звал к интернациональной анархической социальной
революции, которая уничтожит капитализм и государство: "В настоящее время существует для
всех стран цивилизованного мира только один всемирный вопрос, один мировой
интерес — полнейшее и окончательное освобождение пролетариата от экономической
эксплуатации и от государственного гнета. Очевидно, что этот вопрос без
кровавой ужасной борьбы, разрешиться не может". Задачу революции Бакунин
видел в том, чтобы открыть дорогу осуществлению народного идеала, создать общую
свободу и общее человеческое братство на развалинах всех существующих государств.
При этом, настойчиво пояснял он, "свобода может быть создана только
свободою". "Свобода без социализма это — привилегия,
несправедливость... Социализм без свободы это рабство и скотство". Будущее общество Бакунин
представлял себе как вольную организацию рабочих масс снизу вверх, федерацию
самоуправляющихся трудовых общин и артелей без центральной власти и управления:
"Государство должно раствориться в обществе, организованном на началах
справедливости". Подробного и конкретного
описания идеала анархии Бакунин не излагал, поскольку, по его глубокому
убеждению, никакой ученый не способен определить, как народ будет жить на
другой день после социальной революции. Бакунина крайне тревожили
намерения ученых-социологов (позитивисты школы О. Конта и др.) и доктринеров-социалистов
(марксисты, лассальянцы, народники-лавристы) навязать пролетарским народным
движениям свои проекты, втиснуть жизнь будущих поколений в прокрустово ложе
абстрактных схем. Бакунин писал, что наука,
самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной
жизни. Изучая и обобщая, наука всегда следует за жизнью, отражая ее не до конца
и приближенно. Поэтому она может только определить и подвергнуть критике то,
что препятствует движению человечества к свободе, равенству, солидарности.
Социально-экономическая наука таким (критическим) способом достигла отрицания
лично-наследственной собственности, государства, мнимого права (богословского
или метафизического). На этой основе наука пришла к признанию анархии,
"т.е. к самостоятельной свободной организации всех единиц или частей,
составляющих общины, и их вольной федерации между собой, снизу вверх не по
приказанию какого бы то ни было начальства, даже избранного, и не по указаниям
какой-либо ученой теории, а вследствие совсем естественного развития всякого
рода потребностей, проявляемых самой жизнью". Особенно резко Бакунин
выступал против притязаний ученых на руководство обществом. Наука всегда только
приближенно отражает жизнь, которая несравненно богаче абстракций. К тому же все
"научные предсказания" неизбежно фантастичны и утопичны. Возьмите
современную социологию, писал он, — она несравненно богаче неразрешимыми
вопросами, чем положительными ответами. Знание социологии
предполагает серьезное знакомство ученого со всеми другими науками. Много ли
таких ученых во всей Европе? Не более 20 или 30 человек; если им доверить
власть — получится нелепый и отвратительный деспотизм. Прежде всего они тут же
перегрызутся между собой, а если соединятся — человечеству будет еще хуже:
"Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же
опыты, какие, ради пользы науки, делают теперь над кроликами, кошками и
собаками". |
Реклама: |