|
Анархистская теория Бакунина
сложилась в середине 60-х гг. В работах "Кнуто-германская империя и
социальная революция" (1871 г.), "Государственность и анархия"
(1873 г.) и ряде других Бакунин излагает историко-социологическое и философское
обоснование своей доктрины. Последним словом науки
Бакунин называл признание того, что "уважение человеческой личности есть
высший закон человечества и что великая, настоящая цель истории, единственная
законная, это — гуманизация и эмансипация — очеловечение и освобождение,
реальная свобода, реальное благосостояние, счастье каждого живущего в обществе
индивида. Ибо... коллективная свобода и благосостояние реальны лишь тогда,
когда они представляют собою сумму индивидуальных свобод и процветаний".
Первым человеческим законом, по Бакунину, является солидарность, ибо только
коллективная трудовая деятельность способна освободить человека от ига внешней
природы и благоустроить поверхность земли. Второй закон общества — свобода. Свобода человека состоит в
познании и признании естественных законов; эта свобода осуществляется лишь в
обществе, которое не ограничивает, но, напротив, создает свободу человеческих
индивидов. "Оно — корень, дерево, свобода же — его плод". Человек
свободен постольку, поскольку он признает равенство, свободу и человечность
всех людей, окружающих его, которые, в свою очередь, признают его свободу и
человечность, утверждал Бакунин. Эта свобода, являющаяся закономерностью и
целью истории, до сих пор нарушается. "До настоящего времени, — писал он,
— вся история человечества была лишь вечным и кровавым приношением бедных
человеческих существ в жертву какой-либо безжалостной абстракции: бога,
отечества, могущества государств, национальной чести, прав исторических, прав
юридических, политической свободы, общественного блага. Таково было до сих пор
естественное, самопроизвольное и роковое движение человеческих обществ". История общества, согласно
теории Бакунина, не была очеловечена по той причине, что общественная жизнь
основывалась "на поклонении божеству, а не на уважении человека; на
власти, а не на свободе; на привилегиях, а не на равенстве; на эксплуатации, а
не на братстве людей". Любая власть создает привилегии для обладающих ею,
стремится прежде всего увековечить себя. "Человек, политически, или
экономически привилегированный, есть человек развращенный интеллектуально и
морально. Вот социальный закон, не признающий никакого исключения", —
заявлял Бакунин. Независимо от формы любое
государство стремится поработить народ насилием и обманом. Как считал Бакунин,
"Макиавелли был тысячу раз прав, утверждая, что существование,
преуспевание и сила всякого государства — монархического или республиканского
все равно — должно быть основано на преступлении. Жизнь каждого правительства
есть по необходимости беспрерывный ряд подлостей, гнусностей и преступлений
против всех чужеземных народов, а также, и главным образом, против своего
собственного чернорабочего люда, есть нескончаемый заговор против
благосостояния народа и против свободы его". Государство — не меньшее зло,
чем эксплуатация человека человеком, и все, что делает государство, — тоже зло:
"И даже когда оно приказывает что-либо хорошее, оно обесценивает и портит
это хорошее потому, что приказывает, и потому, что всякое приказание возбуждает
и вызывает справедливый бунт свободы, и потому еще, что добро, раз оно делается
по приказу, становится злом с точки зрения истинной морали... с точки зрения
человеческого самоуважения и свободы". Государство, доказывал
Бакунин, развращает и тех, кто облечен властью, делая их честолюбивыми и
корыстолюбивыми деспотами, и тех, кто принужден подчиняться власти, делая их
рабами. В любом человеке обладание властью воспитывает презрение к народным
массам и преувеличение своих собственных заслуг. "Если завтра будут
установлены правительство и законодательный совет, парламент, состоящие
исключительно из рабочих, — рассуждал Бакунин, — эти рабочие, которые в
настоящий момент являются такими убежденными социальными демократами,
послезавтра станут определенными аристократами, поклонниками, смелыми и
откровенными или скромными, принципа власти, угнетателями и
эксплуататорами". |
Реклама: |