|
На началах юридического
позитивизма строились также концепции ряда либеральных государствоведов,
анализирующих и комментирующих институты публичного права на основе
формально-догматической методологии. Характерным представителем
этого направления был французский государствовед Адемар Эсмен
(1848—1913). Эсмен — представитель юридической школы государствоведения, суть
которой сводится к выведению государства из конституции формально-правовыми
способами, к отождествлению государства с правопорядком, с системой
государственно-правовых норм, к принципиальному отрыву государствоведения от
социологии. В книге "Общие основания конституционного права" (1895
г.) Эсмен утверждал, что конституционное право и социология имеют различные
области знания, у каждой из них есть свой предмет и свои методы исследования. Соответственно этому Эсмен
дает абстрактное определение государства: "Государство есть юридическое
олицетворение нации; оно является субъектом и воплощением общественной власти".
Обращая внимание на формально-правовую сторону, Эсмен утверждал, что
современное представительное государство, где провозглашено равенство всех
перед законом, служит не какому-либо одному классу или сословию, а всему
обществу: "Национальный суверенитет — это, в правовом смысле, отрицание
всякой классовой системы". Эсмен писал, что
национальный суверенитет наилучшее свое выражение находит в представительном и
парламентском правлении, которое может осуществляться как при республике, так и
при конституционной монархии. Обосновывая верховенство парламента как
законодательной власти, Эсмен высказывался против его полновластия.
"Деспотизм законодательных собраний, — рассуждал Эсмен, — не менее ужасен
и не менее опасен, чем деспотизм монархов и диктаторов". Поэтому он
выступал за двухпалатную систему, утверждая, что формирование верхней палаты на
основе менее демократической избирательной системы, чем нижней, позволит
"разумно сочетать дух прогресса и дух традиции и консерватизма". Сообразно теории разделения
властей Эсмен писал об ответственности исполнительной власти перед парламентом.
Новым в теории либерализма стало обоснование складывающейся системы партий.
Наилучшим условием функционирования парламентского правления или, как он его
называл, правления кабинета Эсмен считал "образование двух больших партий
— одной консервативной, другой прогрессистской, предназначенных поочередно
сменять одна другую во власти". Новым для либерализма было и открытое
одобрение растущего аппарата исполнительной власти, который Эсмен называл
настоящим оплотом безопасности гражданского общества. Эсмен, как и другие
либералы, придавал очень большое значение индивидуальным правам, к которым
относил равенство, понимаемое как одинаковая правоспособность и одинаковое
распределение общественных обязанностей, личную свободу — неприкосновенность
личности и собственности, свободу труда и промышленности, "моральные
свободы" (совести, собраний, печати и т.д.). Вслед за Констаном Эсмен
утверждал, что эти индивидуальные права ограничивают права государства, но не
требуют от него никаких положительных услуг, никаких жертв в пользу граждан.
Поэтому он против провозглашения права на материальное обеспечение, права на
образование, права на труд и других прав, возлагающих на государство позитивные
обязанности. Существование индивидуальных
прав, по Эсмену, является условием свободного развития способностей
индивидуума; эти права, подчеркивал Эсмен, имеют особую ценность как гарантии
интересов меньшинства от возможности притеснений со стороны большинства в
новейших демократиях, где провозглашен народный суверенитет. Как и либералы первой
половины XIX в., Эсмен утверждал, что огромное большинство граждан, не имеющее
образования и досуга, неспособно производить оценку законов или законопроектов,
которые были бы переданы на их рассмотрение; а потому он в принципе отвергал
непосредственную демократию со всеми ее проявлениями. Волю нации формируют
только депутаты представительных собраний. Коль скоро это — воля нации в целом,
а не сумма воль избирательных округов, Эсмен выступал против какой бы то ни
было зависимости депутатов от избирателей: "Депутат, раз избранный, должен
для выполнения своей миссии находиться вне влияния своих избирателей.
Избиратели не только не могут отозвать их (депутатов), но не могут также
ограничивать их полномочия точными и предварительными инструкциями или
обязывать их действовать в известном смысле, под страхом недействительности их
актов". |
Реклама: |