|
Однако, считал Штейн, если
общество делится на классы, то государство должно носить надклассовый характер.
Противоположные классы стремятся овладеть государственной властью и
использовать ее в своих интересах. Победа капиталистов грозит
обществу застоем, ибо при помощи государства они поработили бы рабочий класс и
лишили бы его возможности приобретать собственность. Еще опаснее, по Штейну,
захват государства рабочим классом; это привело бы к дележке всех благ поровну,
к прекращению производства, к разложению и смерти гражданского общества, к
возрождению деспотизма. Штейн осуждает республику как государство, подчиненное
обществу. Если в республике имеется высокий имущественный ценз, пояснял Штейн,
она становится орудием власти капиталистов; и наоборот, наделение большинства
политическими правами подчиняет республику пролетариату. Единственной формой
государства, независимой от классов, Штейн считает конституционную монархию.
Монарх, особенно наследственный, занимает столь могущественное, роскошное,
блестящее и недосягаемое положение, рассуждает Штейн, что ему чужды интересы
какого-либо класса. Только монарх способен осознать интересы общества в целом;
исходя из этих интересов он предупреждает притеснение одного класса другим.
Штейн утверждал даже, что стоящий выше всяких частных интересов монарх склонен
по своему положению защищать притесненных, т.е. пролетариев, от чрезмерного
угнетения капиталистами. Вслед за Гегелем Штейн
различает власти законодательную, правительственную и княжескую
(монархическую). В законодательстве должно принимать участие представительное
учреждение, перед которым ответственны министры. Подобно идеологам либерализма
Штейн обосновывает законность, правопорядок, незыблемость прав граждан, прав,
понимаемых только как равные возможности членов общества добиваться улучшения
своего положения при помощи законных средств. Ряд идей Штейна был
впоследствии использован прусским канцлером Бисмарком и другими политическими
деятелями для апологии Германской империи как "социальной монархии",
стоящей выше классовых противоречий. Известное влияние его идей испытали на
себе лассальянцы. § 6. Политико-правовое учение Огюста КонтаОт либеральных концепций
государства и права сильно отличается политико-правовая теория основателя
позитивизма ("положительной философии") Огюста Конта. Огюст Конт (1798—1857)
родился и жил во Франции; он учился в лицее, затем в Высшей политехнической
школе. С 1818 по 1824 г. Конт был секретарем Сен-Симона. Разрыв между ними
произошел из-за недоразумений по поводу авторства третьей части книги
"Катехизис промышленников", а также из-за тяги Сен-Симона к
религиозным идеям, а Конта — к точным наукам. Конт преподавал математику,
астрономию, физику, механику и ряд других наук. В 1830—1846 гг. Конт подготовил
и опубликовал свой "Курс позитивной философии" в шести томах. В
1851—1854 гг. издана его "Система позитивной политики, или Социологический
трактат об основах религии человечества" (четыре тома). Позитивизм Конта стал
отражением заметных успехов науки в странах Европы. В результате научной
революции, начавшейся еще во второй половине XVII в., естествознание стало
самостоятельной и авторитетной сферой интеллектуальной деятельности,
опирающейся на математическую обоснованность и ощутимо влияющей на развитие
производства. Прогресс физики, химий, механики, биологии по-новому ставил
проблему связи всех наук с философией и их общего влияния на хозяйственную и
общественную деятельность людей. Потребностям решения этой проблемы отвечал
позитивизм Конта. Конт утверждал, что
положительное знание дается не отвлеченными и бесконечными спорами и домыслами
о боге, природе, духе, материи, сознании и других "первопричинах", а
только опытом и наблюдением. Поэтому нужно отказаться от попыток постижения "первоначал
бытия и сознания", поскольку их познание, писал Конт, принципиально
недостижимо и практического значения не имеет. Наука должна изучать факты,
закономерности их связи и отношения. "Истинный позитивный дух, —
подчеркивал Конт, — состоит преимущественно в замене изучения первых или
конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, — в замене слова почему словом как".
Отсюда проистекает закон постоянного подчинения воображения (фантазий,
отвлеченного мышления, субъективных оценок) наблюдению (изучению фактов и их
связей). "Жить при полном свете, — писал Конт о задачах позитивизма, — ...
знать, чтобы предвидеть, мыслить, чтобы действовать". |
Реклама: |