|
Идея права, по мнению
Гегеля, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и
нравственность. Первая ступень — абстрактное право. Свободная воля первоначально является
сознанию человека в качестве индивидуальной воли, воплощенной в отношениях
собственности. На этой ступени свобода выражается в том, что каждое лицо
обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими
людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения
(неправда и преступление). Абстрактное право, иными словами, охватывает область
имущественных отношений и преступлений против личности. Его общим велением
служит заповедь: "Будь лицом и уважай других в качестве лиц". Абстрактное право имеет
формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной
правоспособностью, предоставляя им полную свободу действий во всем, что
касается определения размеров имущества, его назначения, состава и т.п.
Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов. Основное внимание в этом
разделе "Философии права" уделено обоснованию частной собственности.
Признавая неограниченное господство лица над вещью, Гегель воспроизводит идеи,
получившие закрепление в Кодексе Наполеона 1804 г. и других законодательных актах
победившей буржуазии. Лишь благодаря собственности человек становится
личностью, утверждал философ. Одновременно с этим Гегель подчеркивает
недопустимость обращения в собственность самого человека. "В природе
вещей, — писал он, — заключается абсолютное право раба добывать себе
свободу". Гегель отвергает
платоновские проекты обобществления имущества и критикует эгалитаристские
лозунги. Уравнение собственности Гегель считал неприемлемым. Вторая ступень в развитии
идеи права — мораль. Она является более
высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные, предписания формального
права в ней наполняются положительным содержанием. Моральное состояние духа
возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает
лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним
образом, по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали — внутренними
побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтому
может вступить в коллизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба
ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека,
однако заслуживает безусловного оправдания с моральной точки зрения. На данной ступени свобода
проявляется в способности индивидов совершать осознанные действия (умысел),
ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и
благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми
(добро и зло). В учении о морали Гегель решает проблемы субъективной стороны
правонарушений, вины как основания ответственности индивида. Третья, высшая, ступень
осмысления права человеком — нравственность.
В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали,
снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа человек обретает
нравственную свободу в общении с другими людьми. Вступая в различные
сообщества, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим целям. К числу
объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ
относил семью, гражданское общество и государство. Гегель рассматривает
гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни.
Оригинальность этой концепции состояла в том, что под гражданским обществом в
ней понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием
промышленности и торговли. Философ относит образование гражданского общества к
современной ему эпохе, а его членов называет по-французски "bourgeois" (буржуа). В "Философии
права" подчеркивалось также, что "развитие гражданского общества
наступает позднее, чем развитие государства". |
Реклама: |