|
В политической литературе
XIX в. это суждение Гегеля вызвало прямо противоположные интерпретации.
Представители леворадикальных течений нередко использовали его при обосновании
идей переустройства общества на разумных началах, тогда как идеологи
консервативных сил усмотрели в нем принцип, позволяющий оправдать
существовавшие порядки. Совершенно иной смысл вкладывал в это положение сам
Гегель. Под действительностью он понимал не все существующее в обществе, а лишь
то, что сложилось закономерно, в силу необходимости. Действительность, пояснял
философ, "выше существования". В произведениях Гегеля речь шла о том,
что за всеми исторически преходящими и случайными общественными отношениями необходимо
обнаружить их имманентный закон и сущность. С постижением"сущности
государства мыслитель связывал и решение вопроса о разумном (должном)
политическом строе. "Познание того, какими предметы должны быть, возникает
только из сущности, из понятия
вещи". Гегелевское решение проблемы сущего и должного в социальных
отношениях позднее получило название эссенциализма (от лат. "essentia" — сущность). Перенесенный в сферу права,
эссенциализм приводит Гегеля к отрицанию основополагающего принципа
естественно-правовой школы — противопоставления естественного права
положительному. Право и основанные на нем законы, писал философ, "всегда
по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью".
Гегель продолжал использовать термин "естественное право", однако
употреблял его в особом значении — как синоним идеи права. В трактовке,
предложенной мыслителем, естественное право оказывалось уже не совокупностью
предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философским
видением природы (сущности) правовых отношений между людьми. "Представлять
себе различие между естественным, или философским, правом и позитивным правом
таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, было бы
совершенно неверным". Естественное право относится к положительному так,
как правовая теория относится к действующему праву. Идеей права философ считал
всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся в идеологии антифеодальных
революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из
понятия свободной воли. "Система права есть царство реализованной
свободы", — указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концепции,
определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в
интересах общего блага. Согласно учению философа подлинной свободой обладает
всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы
субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права
гражданина — соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода
личности — согласована с необходимостью. Гегель включал в понятие
права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в
философии и юриспруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают
формальное равенство участников имущественных отношений, мораль,
нравственность, право мирового духа. Философия права Гегеля, по сути дела,
являлась общесоциальной доктриной, в которой поднимался широкий круг вопросов
относительно положения человека в обществе. Процесс утверждения всеобщей
свободы, по Гегелю, составляет содержание всемирной истории. На страницах
"Философии права" Гегель анализирует состояние свободы в современную
ему эпоху, т.е. в Новое время (историческое развитие свободы он прослеживал в
философии истории). Будучи теоретической наукой, философия права освещает
концептуальное (понятийное) содержание проблемы всеобщей свободы. В
соответствии с принципами диалектики развитие свободы до степени всеобщности
рассматривается здесь как логическое развертывание самой идеи права, как
восходящее движение мысли от абстрактных, односторонних понятий к конкретным —
более глубоким и полным. Гегель при этом специально оговаривал, что ход
теоретических рассуждений о праве не совпадает с хронологической
последовательностью возникновения правовых образований в истории. |
Реклама: |