|
§ 2. Т. Пейн о государстве и правеТомас Пейн (1737—1809)
относится к числу наиболее радикальных представителей демократической,
политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. Позднее
других ее представителей включившись в освободительное движение колоний (Пейн в
1774 г., т.е. накануне начала Войны за независимость, переселился из Англии в
Северную Америку), он первым среди них в 1775 г. в статье "Серьезная
мысль" поставил вопрос об отделении колоний от Англии и создании
независимого государства. Он же в памфлете "Здравый смысл" (1776 г.)
— наиболее известном его произведении — показал несовершенство государственного
строя Англии и предложил название государства, которое должны образовать
колонисты, — "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого памфлета
отразились в Декларации независимости, основным автором которой был Т.
Джефферсон. Находясь во Франции во время начала революции там, Пейн приветствует
ее и в 1791 г. публикует работу "Права человека", в которой защищает
демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав
человека и гражданина 1789 г. В 1792 г. Пейн был избран
членом Конвента, встал на сторону жирондистов и с приходом к власти якобинцев
был арестован, приговорен к смертной казни, но сумел спастись. Будучи в
заключении, Пейн написал памфлет "Век разума", давший
рационалистическую критику Библии и не принятый религиозно настроенными
американцами, к которым он вернулся в конце жизни. Как и многие другие
представители естественно-правовой теории того времени, Пейн различал
естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе,
"по праву его существования". К ним Пейн относил право на счастье,
свободу совести, свободу мысли. Этими правами человек обладал в естественном
состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он близок к
Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у североамериканских
индейцев. С образованием общества и государства,
которые Пейн различал ("общество создается нашими потребностями, а
правительство — нашими пороками... Первое — это защитник, второе —
каратель"), люди передали часть своих естественных прав в "общий
фонд". Так возникают гражданские права, принадлежащие человеку как члену
общества. Это те права, которые человек не способен защитить свой властью. К
ним Пейн относил и право собственности — право приобретенное, а не
естественное. Как и Руссо, Пейн считал,
что в естественном состоянии не существовало частной собственности на землю —
земля была "общей собственностью человеческого рода". Частная
собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате
"недоплаты работникам". Вместе с ней возникает и деление людей на богатых
и бедных. По природе все люди равны в своих правах, а деление на богатых и
бедных есть следствие появления частной собственности (у идейного противника
Пейна А. Гамильтона деление на богатых и бедных имеет естественное
происхождение). Одним из первых в Северной
Америке Пейн еще в 1775 г. выступил против рабовладения и потребовал
освобождения рабов. Государство, по Пейну,
возникает вслед за объединением людей в общество, ибо объединившиеся люди не
способны сами сохранять справедливость в отношениях между собой. Целью государства
является не умаление прирожденных прав человека, а их обеспечение. Уступая
часть своих прав обществу, человек оставляет себе свободу мысли, совести и
право делать для своего счастья все, что не вредит другому. Государство
создается людьми по общественному договору — единственно возможному способу
образования государства. Поэтому верховная власть в государстве должна
принадлежать самому народу. Из этой идеи народного суверенитета Пейн делает
вывод о праве народа учреждать или уничтожать любую форму правления — о праве
народа на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права
на революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделения колоний от
Англии и образования собственного независимого государства. |
Реклама: |