|
Наряду с многообразием
буржуазных политико-правовых доктрин в период Просвещения складывалось
разнообразие типов коммунистической политико-правовой идеологии. Существенным
отходом от традиционного, идущего от Платона идеала государственного коммунизма
стали возникшие во Франции идеи безгосударственного коммунизма. Идеи государственного
коммунизма изложены в сочинениях Морелли и в документах "Заговора во имя
равенства". В процессе разработки проектов революционной диктатуры и
будущего государственно-коммунистического общества бабувисты уже высказывали
опасения о возможном установлении господства привилегированных
ученых-специалистов над простым народом, искали гарантии против такого
господства. Безгосударственный коммунизм представлен идеями Дешана, Марешаля,
Мелье. Если первая разновидность коммунизма не шла далее идей подчинения
государства интересам народа, увековечивая первое, то вторая из них уже делала
шаги к идейному преодолению и политического отчуждения, и самого государства.
Однако отпадение надобности во власти предполагалось при таком упрощении
человеческих отношений, при котором исчезали все или почти все достижения
цивилизации и культуры. Богатство содержания и
сложность идеологии эпохи Просвещения обусловили ее могучее влияние на развитие
всех направлений политико-правовой мысли того времени и последующих времен,
непреходящее значение и актуальность многих идей просветителей. Глава 15. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В США В ПЕРИОД БОРЬБЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ§ 1. ВведениеСША как независимое
государство возникли в результате освободительной воины 1775—1783 гг.
английских колонистов против метрополии. Активное развитие борьбы
против колониального господства Англии, стремившейся не допустить
самостоятельного экономического развития североамериканских колоний, относится
к 60-м гг. XVIII в. В те годы вопрос об отделении от метрополии еще не ставился.
Колонисты ограничивались тогда требованиями уравнения политико-правового режима
в колониях с режимом, существовавшим в Англии, в том числе представительства
колонистов в английском парламенте и отмены несправедливого налогообложения.
Эти требования теоретически обосновывались принципами английского общего права
и конституционности, оформившейся с завершением английской революции. С 70-х
гг. требования колонистов радикализируются и в обоснование их берется
естественно-правовая доктрина, разработанная к тому времени в Западной Европе. В работе I Континентального
конгресса (1774 г.) сохраняются еще оба идейных направления — в принятой
конгрессом Декларации прав источниками права колонистов объявлялись
"законы природы, британские конституционные установления и колониальные
хартии". Конгресс провозгласил, что колонисты обладают естественными
правами на жизнь, свободу и собственность, всеми правами жителей метрополии и
всеми правами, содержащимися в колониальных хартиях, что "права и свободы
американских поселенцев не могут быть отняты у них или ограничены какой-либо
властью без согласия самих колонистов". Решающее воздействие на
формирование политической и правовой мысли в колониях оказала
естественно-правовая теория в трактовках Гоббса, Мильтона, Локка, Вольтера,
Монтескье, Руссо. Наиболее крупными
представителями политической и правовой идеологии США этого времени были
активные участники освободительного движения в колониях и Войны за
независимость Томас Пейн, Томас Джефферсон и Александр Гамильтон. По направленности
своих политических и правовых взглядов они принадлежали к различным течениям. Пейн и Джефферсон — наиболее
видные представители демократических сил, внесших решающий вклад в победоносный
исход Войны за независимость. Их идеи были особенно близки широким народным
массам и легли в основу Декларации независимости 1776 г., сыгравшей важную роль
в объединении колонистов в борьбе против английских колонизаторов. Гамильтон
выражал интересы финансовой и торгово-промышленной буржуазии, плантаторов, настроенных
достаточно умеренно. Поскольку плодами победы в Войне за независимость
воспользовались прежде всего они, взгляды Гамильтона и оказали решающее влияние
на Конституцию США (1787 г.), в которой из идейного багажа Декларации
независимости остались практически только идеи народного суверенитета и
свободы, упомянутые в преамбуле Конституции. |
Реклама: |