|
"Превосходство талантов
и предприимчивости, — писал Бабёф, — является лишь химерой и благовидным
обманом, который всегда служил заговорщикам в их кознях против равенства и
счастья людей. Нелепо и несправедливо
притязать на большее вознаграждение тому, чья работа требует более высокого
уровня умственного развития, большего прилежания и напряжения ума; это
нисколько не увеличивает вместимости его желудка. ...Только люди умственных
занятий дали столь высокую оценку произведениям своего мозга; можно не
сомневаться, что если бы это зависело от людей физического труда, они
установили бы, что заслуги рук не меньше, чем заслуги головы... Поскольку приобретенные
знания являются общим достоянием, они должны в одинаковой мере распределяться
между всеми. Только в силу
злонамеренности, предрассудков или по недомыслию можно оспаривать истину, что
такое равное распределение знаний между всеми сделало бы людей почти равными по
способностям и даже по талантам". Участники заговора не
восприняли безоговорочно эти идеи. Однако дискуссия об ученых и об искусствах
(в связи с "Манифестом равных" Марешаля) продолжалась. Во-вторых, основанием
настороженного отношения бабувистов к лицам, занятым умственным трудом, было
опасение, что в результате революции государственная власть может оказаться в
руках не народа, а политических интриганов и проходимцев, стремящихся обмануть
народ и использовать его в своих корыстных целях. Повстанческий комитет
опасался порабощения народа учеными людьми, монополистами знаний. Буонаротти
писал: "Если — говорил Комитет — в государстве создастся класс, который
один только будет сведущ в принципах социального искусства, в законах и управлении,
то этот класс скоро найдет в своем умственном превосходстве и особенно в
неосведомленности своих соотечественников секрет того, как создать для себя
отличия и привилегии. Путем преувеличения важности оказываемых им услуг ему
легко удастся заставить смотреть на себя как на необходимого отечеству
покровителя. Прикрашивая свои дерзкие начинания предлогом общественного блага,
этот класс будет все еще говорить о свободе и равенстве своим
малопроницательным согражданам, уже подверженным тем более жестокому порабощению,
что это порабощение будет казаться им законным и добровольным". Бабёф и его единомышленники
видели, что в период революции народ часто становился жертвой политических
интриг, сдобренных солидной дозой демагогии. Конституционалисты, жирондисты,
якобинцы, дантонисты, эбертисты своими заманчивыми лозунгами и красноречивыми
обещаниями не раз увлекали за собой массы народа, добиваясь лишь своих
эгоистических узкопартийных целей. Завывая об угнетении и нищете народа, они,
добившись политических успехов, подвергали народ еще худшему гнету и
обременению. Бабувисты понимали, что занятые тяжелым физическим трудом рабочие
и крестьяне не имеют времени и возможностей разобраться в диалектических
тонкостях речей, теорий и программ ученых людей и потому не могут отличить тех,
кто действительно и искренне служит науке и народу, от демагогов и краснобаев,
опасных и вредных для народных интересов. "К бремени этих
грустных размышлений, — писал Буонаротти, — присоединялось соображение
относительно мнения Ж.-Ж. Руссо, который, как гласит история, говорил, что
нравственность и свобода никогда не шли рука об руку с расцветом искусств и
наук". В "Наброске проекта
декрета об управлении" говорилось, что преподавательский и научный труд не
будет признаваться полезным трудом, если занимающиеся им лица не представят
свидетельства о гражданстве, выданного в установленной форме. Общеобязательным и полезным
бабувисты признавали преимущественно физический труд. Предполагалось строго
регламентировать образование, мебель, одежду, "чтобы так называемое
изящество мебели и одежды уступило место деревенской простоте", пресекать
"манию выставления напоказ своего остроумия и фабрикования книг". |
Реклама: |