|
По плану бабувистов
достижение строя общности даст возможность осуществить Конституцию 1793 г.,
принятую в период якобинской диктатуры. Конституция 1793 г. была
действительно шагом вперед к подлинному равенству, писали бабувисты, — так близко
к нему еще никогда не подходили. Поэтому грядущая революция, отменив
законодательные акты термидорианской реакции, должна восстановить ее действие:
целью восстания является восстановление Конституции 1793 г., свободы, равенства
и всеобщего счастья. Стремясь представить свои
планы как последовательное и естественное продолжение революционных и
демократических идеи якобинства, бабувисты в то же время резко осуждали
содержащиеся в якобинской Конституции положения о частной собственности как о
естественном неотъемлемом праве человека; были подготовлены и другие уточнения
в текст Конституции, направленные на ее демократизацию и согласование с
принципами коммунистического строя. Как предполагали бабувисты,
при строе общности "искусство регулирования общественных дел настолько
упростится, что скоро станет доступным для всех". "Вследствие
несложности управления будет устранено множество чиновников, отнятых у
сельского хозяйства и у полезных ремесел". "Искусство управления,
которое столкновение множества противоречивых интересов делает столь трудным,
сводится вследствие строя общности к вычислению, которое под силу самым
неспособным нашим торговцам". Активную роль в управлении
делами общества будут играть народные собрания. Бабувистами высказана мысль об
участии в работе государственных органов, ведающих управлением хозяйством,
представителей профессиональных объединений. Бабёф и его единомышленники
развивали традиционную для коммунизма мысль о простоте законодательства в
будущем обществе. Все граждане в процессе обучения будут постигать
"законы, чтобы благодаря их изучению каждый был осведомлен о своих
обязанностях, приобрел способность занимать государственную должность и
высказывать свое мнение по поводу государственных дел". Теория Бабёфа и его
единомышленников была наиболее детально разработанной концепцией коммунизма,
основанного на государственном регулировании всех сторон общественной жизни.
Производство, потребление, воспитание и обучение, общественная и личная жизнь
граждан будущего общества должны были, по их мнению, тотально
регламентироваться при помощи права и государства. Их представления о будущем
строе во многом подсказаны идеями "Кодекса природы" Морелли. Мысль о
вечности государства и права проистекала также из гиперболизации идеи равенства.
Враждебность к частной собственности они доводили до отрицания ряда достижений
культуры и цивилизации, требование материального равенства — до одинаковости
людей, уравнения потребностей и талантов. Этим также обусловлены их
представления о том, что будущее общество сможет существовать и функционировать
только при помощи детальной правовой регламентации и строгого государственного
надзора. В проектах бабувистов
выражено определенное недоверие к развитию наук и искусств, порождающих
неравенство знаний. Бабувисты "опасались, как бы для людей, которые
посвятят себя науке, действительные или предполагаемые познания не послужили
основанием для отличий, превосходства и освобождения от общественного труда и
как бы мнение, которое сложилось об их учености, питая их тщеславие, не
толкнуло их в итоге на пагубные действия, направленные против прав простых и
менее образованных людей, доверие которых будет ими обмануто при помощи
лицемерного и опасного красноречия". Существование и деятельность
ученых людей тревожили бабувистов по нескольким основаниям. Во-первых, несоизмеримость
физического и умственного труда была, по их мнению, опасна для равенства.
Боязнь, что люди умственных занятий способны посягнуть на равенство и права
людей, занятых физическим трудом, была особенно резко выражена в
"Манифесте плебеев", составленном Бабёфом и опубликованном в его
газете "Народная трибуна" в конце 1795 г. |
Реклама: |