|
Моральные причины вступают в
действие позднее, с развитием цивилизации, отмечал Монтескье. К их числу относятся: принципы политического строя,
религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и др. Моральные причины
воздействуют на законодательство народов сильнее, чем физические, и постепенно
вытесняют их. Как писал просветитель, "моральные причины более влияют на
общий дух, общий характер нации и должны более учитываться при выявлении общего
духа по сравнению с физическими причинами". В своем учении Монтескье
поднимается, таким образом, до осознания того, что историческое развитие
общества представляет собой результат сложного взаимодействия объективных и
субъективных причин. Он верно подметил и тенденцию к возрастанию субъективного
фактора в истории. Однако эти положения были истолкованы мыслителем в духе
философии рационализма, противопоставлявшей объективную необходимость и
свободный разум. Написание книги "О духе законов", по словам автора,
преследовало цель показать "триумф морали над климатом". Среди моральных причин
важнейшими являются принципы государственного строя. Для Монтескье, как и для
многих идеологов либерализма, проблема рациональной организации общества — это
проблема главным образом политическая и правовая, а не социальная. В идеологии
раннего либерализма свобода означала разумную организацию государства и
обеспечение режима законности. Подобно Вольтеру Монтескье отождествляет
политическую свободу с личной безопасностью, независимостью индивида от
произвола властей, гражданскими правами. Свобода, утверждал он, "есть
право делать все, что дозволено законами". Обоснование идеала свободы
мыслитель связывал с рассмотрением существующих форм государства. Он различает
три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и
деспотию. Каждая из них имеет свой собственный принцип, характеризующий
государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений
с гражданами. Своеобразие этой классификации в том, что Монтескье наполнил
понятие формы государства такими определениями, которые в последующих доктринах
будут обозначены как политический режим. Республика представляет
собой государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо
части его (аристократия). Движущим принципом республики выступает политическая
добродетель, т.е. любовь к отечеству (этот принцип по-разному проявляется в
двух формах республиканского строя: демократия стремится к равенству,
аристократия — к умеренности). Монархия — это единоличное
правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь. Носителем
монархического принципа Монтескье называл дворянство. Деспотия, в отличие от
монархии, — единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Деспотия
держится на страхе и является неправильной формой государства. "Нельзя
говорить без ужаса об этом чудовищном правлении", — писал Монтескье. Если
где-нибудь в Европе воцарится деспотизм, то тут уже никакие нравы и климаты не
помогут. Предотвратить перерождение монархии в деспотию способна лишь
правильная организация верховной власти. Эти и подобные им рассуждения
просветителя воспринимались современниками как завуалированная критика
абсолютизма во Франции и призыв к свержению тиранов. Следуя традициям античной
политико-правовой мысли, Монтескье считал, что республика характерна для
небольших государств (типа полиса), монархия — для государств средней величины,
деспотия — для обширных империй. Из этого общего правила он сделал одно
существенное исключение. Монтескье показал, что республиканское правление может
быть установлено и на обширной территории, если его соединить с федеральным
устройством государства. В трактате "О духе законов" была
теоретически предсказана возможность образования республики в крупных
государствах. Установление
республиканского строя, полагал Монтескье, еще не означает достижение свободы
членами общества. Для обеспечения законности и свободы необходимо как в
республике, так и в монархии провести разделение властей. Развивая учение Локка,
Монтескье детально определяет виды власти, их организацию, соотношение и т.п. |
Реклама: |