|
Вольтер принадлежал к числу
идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили
почву для последующего развития политико-правовых учений. Влияние вольтеровских
идей в той или иной мере испытали все французские просветители. § 3. Учение Ш. Монтескье о государстве и правеКрупнейшим теоретиком
государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье
(1689—1755). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в
романе "Персидские письма", а также в историческом очерке
"Размышления о причинах величия и падения римлян" и других
сравнительно небольших работах. В результате многолетнего изучения истории
законодательства появился его главный труд — книга "О духе законов"
(1748 г.). Монтескье создал первую
развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства. В своих
исследованиях он стремился расширить фактологическую базу
социально-политической теории, описать причины, вызывающие изменения в
законодательстве и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы
истории. Монтескье был убежден, что ход истории определяется не божественной
волей и не случайным стечением обстоятельств, но действием соответствующих
закономерностей. "Я установил общие начала, — писал Монтескье, — и увидел,
что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа
вытекает из них как следствие... Принципы свои я вывел не из своих
предрассудков, а из самой природы вещей". Эмпирические методы
исследования в трудах Монтескье используются наравне (и поэтому вступают в
резкое противоречие) с методологией рационализма. Так, изучение первобытного
общества позволило ему преодолеть договорную теорию происхождения
государственной власти. Заимствуя идею естественного (догражданского)
состояния, он в то же время отвергает рационалистические конструкции, в которых
образование государства выводилось из требований естественного права. Не принял
он и само понятие общественного договора. Возникновение политически
организованного общества Монтескье склонен рассматривать как исторический
процесс. По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн. Не
имея достаточных материалов, чтобы построить общую теорию происхождения
государства, мыслитель пытается объяснить этот процесс, анализируя то, как
зарождались конкретные социальные и право-вые институты. В связи с этим он
полемизирует с предшествующими ему теоретиками, которые вопреки историческим
фактам переносили в естественное состояние такие социальные явления, как
собственность (Дж. Локк) и война (Т. Гоббс). Монтескье был одним из зачинателей
историко-сравнительного изучения общества и государства, эмпирического
правоведения. Закономерности общественной
жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации (отсюда название его
главного труда). Согласно его учению на общий дух, нравы и законы нации
воздействует множество причин. Эти причины делятся на две группы: физические и
моральные. Физические причины определяют
общественную жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния
дикости. К таким причинам относятся: климат, состояние почвы, размеры и
положение страны, численность населения и др. Например, на юге климат жаркий,
там люди изнежены, ленивы и работают только из страха наказания. В жарких
странах "обыкновенно царит деспотизм". Наоборот, на севере, где
климат суровый и преобладают бесплодные земли, люди закалены, храбры и
свободолюбивы. Для северных народов характерны умеренные формы правления. Пытаясь установить
соотношение между физическими причинами, определяющими политическую жизнь,
Монтескье проницательно замечал, что "законы очень тесно связаны с теми
способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни". Ведущую роль среди
физических причин Монтескье отводил графическим факторам. Сама постановка
вопроса о значении "графической среды в жизни общества была плодотворной,
ибо ориентировала политическую мысль на выявление объективных причин
государства и права. В этом французский просветитель приближался к пониманию
материальной обусловленности политики. Вместе с тем абсолютизация
географических факторов приводила его к совершенно произвольным выводам (вроде
того, что азиатские народы склонны к подчинению, а европейцы — к господству).
Эти идеи Монтескье впоследствии были использованы идеологами геополитики и
расизма. |
Реклама: |