|
Реформа суда, как полагал
Посошков, должна сделать его доступным всем сословиям: "Суд устроити един,
каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому... И чтоб суд
учинить близостный, чтоб всякому и низкочинному человеку легко было его
доступать". Большое внимание Посошков
уделял такой гарантии правопорядка, как обучение народа грамоте. Чиновники и
сборщики податей, писал Посошков, "чинят крестьянам пакости великие, а они
оспорить не могут, так как неграмотны". От произвола и беззакония особенно
страдает население нерусских деревень — туда приезжают солдаты, приставы,
подъячие, с указом или без указа, что хотят, то и делают, обирают нерусских
крестьян, "потому что они люди безграмотные и беззаступные". Для
ограничения произвола Посошков предлагал принудительно обучать крестьянских
детей грамоте: "Не худо бы так учинить, чтобы не было и в малой деревне
безграмотного человека". Обучать грамоте надо и нерусское население:
"И у мордвы детей брать и грамоте учить отдавать, хотя бы и
насильно". Совершенствование права и
его гарантий Посошков считал составной частью и основой государственной
политики. "Без насаждения правды нельзя и народ весь обогатить";
когда народ "обогатится", рассуждал Посошков, "вражды и обиды
все истребятся", а "высокомнимые дворяне могут превратиться в кротких
овчат и будут иметь любовь с простым народом". Некоторые предложения
Посошкова болезненно затронули интересы господствующего дворянства. Вскоре
после издания и посылки царю "Книги о скудости и богатстве" Посошков
был арестован и заключен по "важному секретному государственному
делу" в Петропавловскую крепость, где и скончался. § 4. ЗаключениеС периодом петровских реформ
связано крутое изменение как содержания, так и формы политико-правовой мысли
господствующего дворянства; на смену богословским доводам в обоснование
самодержавия пришла теория общественного договора и естественного права.
Восприятие этой теории приобщило русскую мысль к достижениям мировой цивилизации,
создало стимулы и открыло перспективы развития, свободного от
патриархально-теологических догм и оков. Основой мышления теоретиков
политики и права стала рационалистическая методология, хотя составляющая
сущность теории естественного права идея природного равенства людей поначалу
либо обходилась молчанием (Прокопович), либо признавалась ценной, но
практически неосуществимой (Татищев). Однако воспринятая русской
политико-правовой идеологией теория естественного права, начале подгонявшаяся
под практические нужды и текущую политику феодального государства, по мере
развития общественных отношений и противоречий неизбежно обнаруживала свою
гуманистическую сущность и потому либо грубо ревизовалась феодальными
идеологами, в результате чего от этой теории оставалась лишь словесная
оболочка, либо закономерно становилась идейным знаменем сил, борющихся против
самодержавия и крепостничества (см. гл. 16). Столь же значительную
социально-классовую дифференциацию претерпели содержательные выводы, основанные
на использовании данных истории и географии. Консервативные и реакционные
мыслители последующего времени исторически обосновывали "необходимость
самовластья". Демократическая мысль обнаружила в русской истории Киевское
вече, республиканские Новгород и Псков. Обширность территории стала официальным
обоснованием самодержавия. Теоретический поиск противоположной классовой
ориентации привел к мысли о федерации, к идеям представительной демократии, к
резонным сомнениям в фатальной предопределенности форм государства географическими
условиями. Наконец, идея общественного договора, поначалу использовавшаяся для
апологии абсолютизма, впоследствии с большим основанием направлялась против
самодержавия. Политико-правовая идеология
первой четверти XVIII в. обозначила и большинство программных положений
последующего времени. На первый план была выведена проблема самодержавия, его
задач, способов обоснования, возможностей ограничения. Как ни парадоксально, но
именно идеологи сословий, которые зависели от самодержавия и были его опорой,
декларируя преданность самодержавию и разрабатывая теоретические доводы в его
обоснование, еще в начале века поставили вопрос об ограничении власти
самодержца, чтобы укрепить существующий строй, обеспечить законность и
правопорядок. Таков был проект Татищева (1730 г.). Еще более тенденция
фактического ограничения власти самодержца ощущается в рассуждениях Посошкова
об утверждении монархом законов или указов, предварительно обсужденных,
тщательно продуманных и подготовленных собранием всего народа или представителей
сословий, чьи интересы затрагиваются будущим указом (законом). Та же идея
постоянно возникала и обсуждалась в процессе последующего развития
политико-правовой идеологии. |
Реклама: |