|
Возлагая все надежды на
царскую власть, Посошков был далек от мысли о всесилии царских указов:
"Сколько новых статей издано, а немного в них действа, ибо всех их
древностная неправда одолевает". Довольно резко порицая "обветшавшие
и искаженные неправыми судьями древние уставы", Посошков предлагал
"сочинить правосудную книгу с подлинным рассуждением на всякие дела". Для этого предлагалось
следующее. Подготовку проекта книги — Уложения нужно поручить собранию
представителей всех сословий и чинов (по два—три от каждого), в том числе
"не худо бы выбрать из крестьян, кои в старостах и сотских бывали б и во
всякиx нуждах перебывали, и в
разуме сильнее". В проекте должны быть собраны и согласованы положения
старых и новых указов. По категориям дел, не предусмотренных ни старыми, ни
новыми указами, должна быть учтена практика решения таких дел. Предлагалось
использовать иноземные уставы, взяв те статьи, которые "будут к нашему
правлению пригодны". Подготовленный проект
следует передать на обсуждение всех сословий: "Всем народом
освидетельствовать самым вольным голосом, а не под принуждением".
Предоставление каждому возможности свободно высказаться, пока книга не
завершена, — предпосылка высокого авторитета будущего Уложения: "Того ради
и дана свободность, дабы потом не жаловались на сочинителей той новосочиненной
книги, для того и надлежит вольным голосом освидетельствовать". Предлагавшийся порядок
принятия нового Уложения, по мнению Посошкова, никак и ничем не ограничивал
царской власти: как царь решит, так оно и будет; проверка проекта
"многонародным советом" имеет целью устранение ошибок, пробелов;
правовую силу Уложению придаст лишь царское утверждение. Наряду с проблемой
беспробельности права Посошкова тревожит проблема обеспеченности исполнения права
системой гарантий. Первостепенное значение Посошков придавал не только
совершенствованию содержания права, но и созданию прочного правопорядка, хотя
бы и на феодально-правовой основе. Так, размер крестьянских повинностей
предлагалось определить съездом дворян, решение которого будет утверждено
соответствующим указом царя. Главное, по Посошкову, в том, чтобы указ реально
исполнялся; для этого предлагалось контроль за соблюдением указа помещиком
возложить на суды. Крестьянин, донесший суду, что помещик требует и берет сверх
положенного указом, получает волю и 50 руб.; за недонесение о нарушении
помещиком указа крестьянин будет наказан кнутом; у помещиков, уличенных в
нарушении указа, отбираются крестьяне и земли: "На то смотря, и самый
ядовитый помещик сократит себя, и крестьян разорять не станет". Важное место в системе
обеспечения правопорядка должен занять суд. Одной из причин отсталости страны
Посошков называл "закоренелую древнюю неправду", неправосудие,
волокиту, взяточничество. Для наведения порядка в правосудии он предлагает
уличенного во взятке судью или чиновника на первый раз подвергать, штрафу, на
второй раз — "за рубль по двести рублев, наказание на козле; а за третью
вину либо смерть, либо в вечную работу к рудокопным делам". Поскольку произвол,
взяточничество, ябедничество, высокомерие, пренебрежительное отношение к людям
проистекают, как писал Посошков, из господства в суде и управлении дворян с их
круговой порукой и безнаказанностью, реформа суда предполагает изменение его
состава: "Лучше сначала ради установления правды в судьи посадить из
низких чинов, прежде всего из приказных людей, которые в делах искусны и страх
Божий в себе имеют. И с ними посадить, где пристойно, и из военного (чина),
которые от службы отставлены, и из купечества, у которых есть острота
ума". "И тем низкородным судьям надлежит дать такое величество, чтобы
они никаких лиц не боялись, кроме Бога да царя, и дела бы все свои делали по
новосочиненному его императорского величества указу неизменно и от своего ума
бы не мудрствовали... а за нарушение новоизложенного указа — смерть". |
Реклама: |