|
Практически отношение
Татищева как идеолога дворянства к крепостному праву наиболее ярко выражено в
его "Кратких экономических до деревни следующих записках" (1742 г.).
Это нечто вроде инструкции, адресованной помещикам, с практическими
рекомендациями по ведению сельского хозяйства и ремесел в деревнях.
"Записки" Татищева предусматривают неустанный и тотальный надзор
помещика, приказчиков, старост над крестьянином, строгие меры внеэкономического
принуждения крестьян. Подробно расписано, что, когда и как солить, вялить,
сушить, заготовлять впрок; как сеять, как хранить, сколько скота и птицы должен
иметь каждый двор. Помещики должны следить и за тем, как крестьяне работают на
себя, "принуждать крестьян" делать свою работу, а то они, пояснял
Татищев, "от лености в великую нищету приходят, а после приносят на судьбу
жалобу". Летом заставлять работать ночью: "А в сие жаркое время
(суток) отнюдь не работать, ибо как людям, так и лошадям оное весьма
вредно". Помещик должен зимой проверять, как крестьяне занимаются
ремеслом, "понеже от праздности крестьяне не токмо в болезнь приходят, но
и вовсе умирают, спят довольно, едят много, а не имеют моциону". "Под
жестоким наказанием" запрещались драки, кумовство, продажа излишка продуктов
вне деревни без разрешения помещика. В каждом селе должны быть построены
богадельни, бани, школы, тюрьмы. В школах принудительно обучаются грамоте дети
от 5 до 10 лет, "чрез что оные придут в познание закона", с 10 до 15
лет подростки обучаются ремеслам, чтобы не сидели без дела зимой. Татищев разделял убеждение
своего века о всесилии просвещения, законов, разумного правительства. Он
порицал как "махиавелические плевелы" рассуждения, что непросвещенным
народом легче управлять, чем просвещенным; именно темнота, невежество народа
создают распри и возмущения. Исходя из мысли, что народ недостаточно просвещен,
Татищев и предлагал определить законами, инструкциями, предписаниями все, что
представляет интерес для государства. Жесткая регламентация труда и быта
крепостных, сверх .того, должна была компенсировать внеэкономическим
принуждением отсутствие стимула к труду. Строгий режим предпринимательской
деятельности, государственный контроль за качеством продукции были направлены
против мошеннических проделок предпринимателей и торговцев. Татищев неоднократно
выступал за обновление законодательства, за тщательную подготовку проектов
законов — "лучше оное прежде издания рассматривать, нежели издав,
переменять, что с честию монарха не согласует". Закон, писал Татищев, должен
соответствовать таким требованиям: 1) изложение содержания закона языком,
"которым большая часть общенароден говорит и суще самым
просторечием", "чтобы никаких иноязычных слов не было",
"всякий закон что короче, то внятнее"; 2) выполнимость законов;
требование включает и недопустимость чрезмерных угроз наказаниями:
"неумеренные казни разрушают тем закон, что от сожаления принуждены будут
наказание уменьшать"; 3) согласованность законов, непротиворечивость
законодательства; 4) своевременное и широкое объявление закона, "ибо кто,
не зная закона, преступит, тот по закону оному осужден быть не может"; 5)
сохранение обычаев древних, если они не противоречат общей пользе. § 3. Политико-правовая идеология купечества. И. Т. ПосошковРазвитие промышленности,
ремесла и торговли, ускоренное реформами Петра, привело к росту числа и влияния
промышленников и купцов. Одним из первых идеологов этого класса был Иван Тихонович Посошков (1652, 1653 или 1665—1726). Посошков
занимался предпринимательством и торговлей. Он написал несколько произведений,
в том числе "Книгу о скудости и богатстве" (1724 г.), в которой
излагается программа действия абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество.
Все надежды Посошков возлагает на царя, держась традиционно-теологического
обоснования царской власти: "Мы же монарха своего почитаем яко Бога",
"Яко Бог всем своим светом владеет, так и царь в своей державе имеет
власть". |
Реклама: |