|
Много внимания Татищев
уделял обоснованию сословной структуры, положению основных классов-сословий
феодальной России. Для Татищева сословное деление обусловлено исторически
сложившимся разделением труда, предопределившим правовое положение каждого из
сословий. Возникновение дворянства
Татищев описывает следующим образом: когда-то весь народ был обязан оборонять и
защищать государство; затем, когда "гражданство, купечество и
земледельство" были признаны нужными и полезными государству, "тогда
оных в покое оставя, определили особных людей к обороне и защищению
государства". Оправдание привилегий дворянства — в государственной службе:
"Шляхетство в государствах почитается за природное войско, которых
должность от самого возраста до старости государю и государству, не щадя
здоровья и живота своего, служить". Татищев — сторонник сохранения порядка
(табель о рангах), при котором дворянство пополняется заслуженными выходцами из
других сословий: "Чтобы всякий солдат о том мыслил и прилежал, чтоб в
обер- и штаб-офицеры дослужиться". Главными показателями
государственной мощи Татищев считал "многолюдство и богатство",
"а богатству корень — купечество и рукоделие". Купечество должно быть
поставлено в государстве на почетное место: оно подобно сердцу в человеческом
теле. "Когда купечество богато, то все государство богато, сильно и
почтенно". Торговля умножается, писал Татищев, "наипаче через
вольность купечества". Но это суждение Татищева ориентировано более на
страны Запада; в России он считал необходимым и полезным административное
вмешательство в промышленность и торговлю, государственный контроль за
качеством товаров, жесткую регламентацию предпринимательской деятельности. Камнем преткновения для
теории Татищева явилось крепостничество. Рабство или невольничество (третий вид
узды неволи) Татищев признавал противоестественным, противоречащим природе
человека, естественному праву защищаться и обороняться от насильственного
порабощения. "Раб, самим ли его господином покоренный или от покорившего
наследством и куплею полученный, имеет право от онаго насилия или покорения
искать свободы, как только может способ тому улучить". Введение крепостного права
было ошибкой Бориса Годунова, считал Татищев. "До царства Борисова в Русии
крестьянство было все вольное, но он слуг, холопей и крестьян сделал
крепостными". Это нарушение древних обычаев вызвало большие смуты — сначала
взволновались крестьяне, а затем, когда цари попытались вернуть крестьянам
свободу, возмутились дворяне. "Вольность крестьян и
холопов... во всех европейских государствах узаконена, — писал Татищев, — и
многую в себе государствам пользу заключает". Она была бы полезна и в
России -— крестьяне не разорялись бы "беспутными отчинниками", не
было бы побегов, тяжб, ябед, судов, коварств, государство имело бы больше
"добрых, верных и способных служителей". Осудив крепостное право в
теории, в истории и отчасти на практике, Татищев выдвинул против его отмены ряд
доводов. Он утверждал, что освобождение крестьян породило бы "смятение,
распри, коварства и обиды" и потому опасно, "дабы ища в том пользы,
большего вреда не принести". Кроме того, вольность крестьянства, писал
Татищев, "с нашею формою правления монаршего не согласуется), и
вкоренившийся обычай неволи переменить небезопасно". Татищев был первым из тех
просвещенных российских дворян, которые понимали несоответствие крепостного
права и гуманизму, и сколько-нибудь рациональному способу ведения хозяйства, но
не желали расстаться с десятками, сотнями, тысячами крепостных и потому
печалились бесхозяйственностью "беспутных отчинников", романтически
всхлипывали о "жестокосердии" злых помещиков, дерзко рассуждали о противоречиях
законов гражданских естественным, природным законам и находили утешение лишь в
убеждении, что без опеки и руководства просвещенного и мудрого помещика ленивый
и невежественный мужик неизбежно погибнет. "Была бы ему, — писал Татищев,
— воля гибелью". |
Реклама: |