|
Он призывал сочетать
"два земные пособия — природу и науку; и два свыше даруемые: катехизисное
знание веры христианской и серьезное убеждение в божественности Священного
писания". Он считал необходимым сочетать доводы от "естественного
разума", от "законов народных", от примеров исторических, от
"неложного слова божьего". Прокопович резко критиковал
католическую церковь за обскурантизм, за отрицание и преследование научных
открытий, которые потом все равно приходится признавать (Коперник, Галилей).
Критика католицизма имела многоаспектный характер — проблема соотношения
католичества и православия остро стояла на Украине, где католицизм порой был
знаменем антирусских настроений. Осуждая папство за преследование науки, за
ложные чудеса, бесчисленные мощи святых, Прокопович критиковал обскурантизм
вообще, в том числе мракобесие старого православного духовенства. Наконец,
непосредственно политико-правовой характер имели обвинения в "папежском
духе", адресованные противникам церковной реформы. Реформа, суть которой
сводилась к подчинению православной церкви царю, встречала противодействие
духовенства. Местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский, например, не
без намека на петровские указы рассуждал: "Закон Господень непорочен, а
человеческие бывают порочны". Прокопович осуждал самую
мысль о превосходстве духовной власти над светской или о неподчиненности
государству духовенства и монашества: "Жало се змиино, папежский се
дух". В государстве, рассуждал
Прокопович, существуют разные "чины", каждый из которых занят
полезным для общества делом (ссылка на общественное разделение труда в
обоснование сословного деления в эпоху Петра была распространенной); то же и
"священство" — оно "иной чин есть в народе, а не иное
государство". Составляя часть народа, духовенство подчинено государству
так же, как и другие части. Упразднение патриаршества, учреждение Духовной
коллегии, а затем Синода Прокопович обосновывал ссылками на преимущества
коллегиального управления перед единоличным: "В единой персоне не без
страсти бывает", "известнее взыскуется истина соборным правлением,
нежели единым лицом". Он ссылался также на примеры исторические — римские
и византийские императоры имели и светскую, и духовную власть; конфликты царя и
патриарха в России сопровождались широкими волнениями. Таким же сочетанием
богословских и рационалистических идей Прокопович обосновывал неограниченную
монархию. С одной стороны, "монархи бози суть", государь "самому
токмо богу ответ дает". С другой стороны, неограниченность власти
самодержца проистекает из соглашения, по которому народ отказывается от всех
своих прав и свободы и, наделяя властью правителя, говорит: "Ты владеешь
нами к общей пользе нашей". Следуя Гроцию и Пуфендорфу (не исключено
влияние Гоббса), Прокопович писал, что в безвластном состоянии царили хаос, произвол,
кровопролитие. Для обеспечения мира, безопасности, общего блага народ "не
без смотрения божия" заключает соглашение об отказе от всех прав и
свободы, о создании государства. Впервые в истории русской политической мысли
Прокопович поставил проблему происхождения государства; то обстоятельство, что
эта проблема решалась им со ссылками и на божий промысел, в значительной мере
предопределялась необходимостью считаться с официальным обоснованием
абсолютизма, содержащим богословские доводы, а также официальным положением
самого Прокоповича как одного из церковных иерархов. Своеобразны взгляды
Прокоповича на формы правления, которые, как он утверждал, зависят от народного
соглашения, но устанавливаются не произвольно, а в соответствии с размерами
государства. Республики, писал Прокопович, могут существовать "раз в малом
народе" и на небольшой территории. Именно этим объясняется существование
республик в Венеции, Генуе, Швейцарии, Бельгии. Мысль о зависимости форм
государства от размеров территории, высказанная Прокоповичем еще в 1716 г.,
задолго до Татищева (см. ниже) была приспособлена для обоснования абсолютизма в
России. |
Реклама: |