|
Самодержавное государство
Петра официально прославляло полицию, о которой в одном из регламентов говорилось:
"Оная споспешествует в правах и правосудии, рождает добрые порядки и
нравоучения... принуждает каждого к трудам и к честному промыслу... полиция
есть душа государства и всех добрых порядков, фундаментальный подпор
человеческой безопасности и удобности". Обрушивая на подданных
лавину указов, Петр был обеспокоен малой эффективностью многих из его
предписаний. Проблема усложнялась и тем, что гигантски выросший за время его
реформ чиновничий аппарат был пропитан духом взяточничества, казнокрадства, своеволия,
ябедничества. Далеко не все указания центральной власти, порой противоречащие
одно другому и сильно устаревшему законодательству, практически осуществлялись.
Отсюда — сетования царя на беззакония, его попытки организовать "полезную
юстицию", наладить режим неуклонного исполнения велений царской власти.
"Всуе законы писать, когда их не хранить, или ими играть, как в карты,
прибирая масть к масти, чего нигде на свете так нет, как у нас было, а отчасти
и еще есть", — говорилось в одном из указов Петра. Предписывая вершить все
по закону, царь грозил, что кто указ преступит, "казнен будет смертию безо
всякие пощады". В эпоху петровских реформ
наука, культура, опыт более развитых стран Западной Европы использовались для
совершенствования промышленности, военного дела, законодательства,
государственного аппарата, всех областей жизни. Воспринимая этот опыт, Россия
приобщалась к мировой цивилизации, к передовой материальной и духовной
культуре. Вместе с тем насильственное ускорение приобщения, административные
методы и сословно-классовые основы насаждения иностранных образцов дали
побочный результат в виде преувеличенного и показного восприятия российским
дворянством иностранного вообще. Знание и признание иностранного расценивалось
как обязательный внешний показатель послушания представителей служилого
сословия, их способностей к службе и карьере, и, наоборот, приверженность к
допетровским обычаям и нравам считалась непокорностью, упрямством, проявлением
тупости. В политико-правовой
идеологии иностранные влияния тоже порой сводились к воспроизведению модных
иностранных терминов. Однако на теоретическом уровне политико-правового
сознания восприятие распространенных на Западе идей происходило иначе.
Абсолютизм требовал нового идеологического обоснования в духе времени. Этому
духу соответствовала лишь теория естественного права, ряд положений которой
находился в вопиющем противоречии с феодальной действительностью России. § 2. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма. Ф. Прокопович. В. Н. ТатищевС идеологической защитой и
обоснованием петровских реформ выступала группа дворян и священников, образно
названная одним из них "ученая дружина Петра". Эти теоретики
использовали для обоснования абсолютизма теорию естественного права. Попытки использовать
антифеодальную по своей направленности, антитеологическую по идейной основе,
реалистическую по постановке и решению проблем политики и права теорию, чтобы
обосновать деспотизм и крепостничество, сопровождались существенными
деформациями ряда коренных положений этой теории, выборочным использованием ее
категорий, столь же осторожным подбором ссылок на авторитеты. Так, концепция
общественного договора хотя и применялась для обоснования абсолютизма,
однако ссылки на Гоббса были
нежелательны из-за его материализма. Часто ссылались на Гроция и Пуфендорфа;
книга последнего "О должностях человека и гражданина" была издана при
Петре в русском переводе. Одним из первых теоретиков
абсолютизма в России был священнослужитель Феофан Прокопович
(1681—1736). Прокопович получил широкое богословское образование в Киеве, затем
в Польше и Италии. Он преподавал в Киевской духовной академии риторику,
философию, богословие, математику и другие науки. Посетив Киев, Петр нашел в
Прокоповиче ярого приверженца своих реформ и проектов. По приглашению Петра
Прокопович переехал в Петербург; он принимал активное участие в подготовке и
проведении церковной реформы. В обоснование петровских реформ и законов
Прокопович писал трактаты, проповеди, другие произведения. |
Реклама: |