|
В представлении Юрия
Крижанича "самовладство" есть власть, противоположная
"чужевладству". "Все народы, — отмечал он, — проклинают
чужевладство, признают его одним из наихудших зол и несчастий и считают его
самым большим позором. Одни лишь мы, славяне, этого не понимаем". По его
мнению, на престоле верховного властителя и на воеводстве "лучше [будет]
наихудший из сородичей, нежели наилучший чужеземец; лучше самый лютый
тиран-сородич, нежели какой-либо сладчайший Давид из чужеземцев. Ибо
невозможно, чтобы сородич, будь он даже разбойником и отцеубийцей, утратил любовь
к своему народу. И невозможно также, чтобы чужеземец любил наш народ больше,
нежели свой родной народ или какие-нибудь иные [народы], сходные с ним по
природе". Другим плохим способом
правления, в представлении Юрия Крижанича, выступает "тиранство". По
его определению, "тиран — это разбойник, не боящийся ни суда, ни
наказаний. Это — палач без судьи и [без] закона. Это — человек, отвергший все
человеческое". "Из всех грехов, из-за коих король становится мерзким
Богу и людям, первое место занимает тиранство". Кроме того, в числе плохих
способов правления Крижанич называл "испорченное боярское правление"
— олигархию или "маловладство", которое возникает, по его словам,
"когда несколько человек незаконно захватывают господство и властвуют
неправедно". "Общевладство",
или "посадское правление", с точки зрения Юрия Крижанича, также имеет
свою испорченную форму. Оно становится "анархией, безвластием, при котором
весь народ буйствует, и каждый наипоследний [человек] хочет быть государем". Улучшение дел в государстве
Юрий Крижанич связывал с уничтожением "дурных" и установлением
"хороших" законов. При плохих законах, отмечал он, "всегда есть
много возможностей для преступлений, а там, где есть столько возможностей для
преступлений, никакого наказания недостаточно, чтобы удержать от них людей. И
скорее палачи кончат пытать [злодеев], нежели [царские] слуги чинить
злодеяния". § 5. ЗаключениеРусская политическая и
правовая идеология XVII в. — сложное по содержанию и многообразное в формах
своего выражения явление. Материал, изложенный в данной, главе, представляет
только некоторые, наиболее характерные для нее идеи. Эти идеи отражали новые
тенденции в развитии русской государственности, появившиеся в указанный период.
Они выражали также распространенные в русском обществе представления об
исторической миссии России, о сущности царской власти, ее соотношении с властью
церковной. Главным достижением русского
политического и правового сознания в XVII в. стало осмысление событий
"Смуты" — страшной катастрофы, выпавшей на долю русского общества и
государства в начале данного столетия. Эта катастрофа была понята
русскими мыслителями как божья кара, ниспосланная на Россию за грехи ее
правителей, — как наказание за предательство правящими кругами русского
общества Русских национальных интересов. Вместе с тем "Смута" была
осознана в русском обществе и как столкновение России с внешней враждебной
силой — с Западной Европой. "Смута" стала
серьезным испытанием для русского общества и государства. Проверку реальной
жизнью прошла во время "Смуты" также русская официальная
политико-правовая идеология и, в частности, сформулированная царем Иваном IV
теория православного христианского самодержавия. И что же оказалось? События "Смуты"
показали, что данная теория была не бредом сумасшедшего властителя, а творением
мудрого русского политика, понимавшего психологию русского общества. Ни Борис
Годунов с его сыном Федором, ни Василий Шуйский не соответствовали идеалу
русского царя, который выразил в своих сочинениях Иван Грозный. Потому и не удержали
они в своих руках скипетр русского самодержца. Михаил Романов больше всех
других представителей русской знати соответствовал данному идеалу. Оттого и был
выбран на роль русского царя. |
Реклама: |