|
"Глупой и грубой
ложью", а также "басней" объявлял Крижанич и теорию
происхождения русских царей из рода римского императора Октавиана Августа. По
его словам, царю Ивану IV "достаточно было древности [рода] и славы
считать себя потомком своего истинного предка Словена, а затем — и короля
Владимира, а не искать славы в лживых и всеми народами осмеянных и оплеванных
баснях о роде Августа и называть себя потомком монахини Сильвии и распутной
богини Афродиты. А если хотел он воспользоваться славой августова рода, то
должен принять на себя и [его] позор". Юрий Крижанич полагал
нехорошим и неправильным в политике Ивана IV и то, что он пренебрег титулом
"король", который Крижанич рассматривал в качестве славянского,
подобающего высшему после Бога правителю, и воспринял "чужое,
неподходящее, негодное и несвойственное высшей власти", в представлении
мыслителя, римское имя "ЦАРЬ". В данном случае Крижанич не учитывал,
что титул "царь" как раз и считался в русской официальной
политической идеологии званием высшего после Бога и богоизбранного властителя.
Он ценился выше титула "король", который в соответствии с этой
идеологией являлся званием правителя по человеческому хотению. Термин
"царь" использовался в церковнославянском тексте Священного писания
для обозначения титула Иисуса Христа, поэтому на Руси царями звались
властители, над которыми никакого другого властителя, кроме Иисуса Христа, не стояло. "Басней" называл
Крижанич и рассказ о призвании на Русь варяжских князей. "В рассказе этом,
— отмечал он, — прежде всего наврано, будто новгородцы посылали к варягам
просить князя. Ибо не могли новгородцы быть столь глупыми, чтобы так поступить.
Ведь если они помышляли о том, как избавиться от междоусобиц и укрепиться
против нападений извне, то зачем им было посылать к чужеземцам просить не
одного, а трех князей? А если не просили трех, то почему приняли трех? Почему
державу свою, дотоле единую, разделили натрое и дали Новгород — Рюрику, Изборск
— Трувору, а Белоозеро — Синеусу". Юрий Крижанич был
противником концепции "Москва — Третий Рим". По его словам, "не
друг нам тот, кто зовет наше королевство "Третьим Римом". Такой
[человек] не желает нам ни удачи в делах, ни добра, а желает гнева Божьего,
разорения и всякого зла. Ибо после разрушения этого преславного [Римского]
царства его название и римский герб стали злосчастными (то есть проклятыми,
окаянными и сулящими неудачу)". Политическим идеалом Юрия
Крижанича было неограниченное самодержавие — "совершенное
самовладство", которое он считал самой первой, самой важной и самой
главной Божьей милостью, оказанной России. По его словам, "это — жезл
Моисеев, которым царь-государь может творить все необходимые чудеса. При таком
строе правления легко могут быть исправлены все ошибки, недостатки и извращения
и могут быть введены всякие благие законы... Ибо все, что вправе приказать
самовладец, исполняется без проволочки". Наряду с
"самовладством" Крижанич выделял и такие способы правления, как
"боярское правление" и "обществладство". Однако
"самовладство", по его мнению, превосходит своими достоинствами
другие способы правления. При
"самовладстве"лучше, по его словам, "соблюдается всеобщая
справедливость", легче и лучше "сохраняются покой и согласие в
народе", "самовладство", в представлении мыслителя, "лучше
оберегает от опасностей". Воплощением своего
политического идеала Крижанич считал правление царя Алексея Михайловича.
"Сие правоверное, преславное королевство боголюбивого нашего царя,
государя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой, и Малой, и Белой
Руси самодержца, потому безмерно уважаемо, удачливо и счастливо, что в нем
имеется совершенное самовладство. И следовательно, можно исправить все ошибки и
изъяны, которые из-за нерадивости и исполнителей могли доселе войти в обычай и
из-за которых печалится народ". Юрий Крижанич многое замечал в России
такого, чего не замечали сами русские, однако с реальной практикой
осуществления самодержавной власти в России он по-настоящему не сталкивался.
Поэтому и думал, что здесь "исполняется без проволочки" все, что
вправе приказать самодержец. На самом деле исполнялось далеко не все и не без
проволочки. Русский историк В. О. Ключевский писал как о распространенной
практике о непослушании "старых московских дьяков, которые, бывало, на
15-м указе непременно послать подьячего по делу стойко помечали: "И по
тому его великаго государя указу подьячий не послан". |
Реклама: |