|
Вместе с тем стремление
сблизить русскую церковь с другими православными церковными организациями было
реакцией на агрессивную экспансионистскую политику западной римско-католической
церкви. Идя навстречу греческой церкви, русская отдалялась от церкви западной.
Именно такой смысл имели попытки патриарха Филарета, деда царя Алексея Михайловича,
согласовать русские церковные обряды и богослужебные книги с греческими. Наконец, рассматриваемая
церковная реформа отвечала и стремлению царя Алексея Михайловича быть царем
всех православных христиан. Без унификации церковных обрядов реализовать это
стремление, запрограммированное в официальной идеологии, в концепции
"Москва — Третий Рим", было бы затруднительно. Избранный на пост патриарха
Никон должен был стать орудием церковной реформы, задуманной при царском дворе
и являвшейся по своей сущности политической
реформой. И действительно, едва вступив на патриарший престол, Никон начинает
данную реформу. Смысл затеянного царем мероприятия им понят вполне. В первой же
своей речи Никон высказывает пожелание, чтобы "Бог
собрал воедино его благочестивое царство" и чтобы русский царь
стал "царем вселенским и самодержцем
христианским". Однако сам Никон придал
унификации церковных обрядов русской и греческой церквей еще и свой затаенный
от царя смысл. С середины XVI в. русская церковная организация пребывала фактически
под полной властью царя, который волен был и ставить угодных себе митрополитов
(с 1589 г. патриархов), и смещать неугодных. Никон увидел в сближении русской
церкви со Вселенской православной церковью возможность укрепиться церковной
власти в России и стать в конечном итоге в самостоятельное, независимое от
власти царской положение. Он понял, что до тех пор, пока пределы власти церкви
будут совпадать с границами государства, церковь будет неизбежно пребывать в
подчинении государственной власти, поскольку две самостоятельные власти не
могут существовать в одних и тех же территориальных рамках. Таким образом, и
патриархом Никоном при проведении церковной реформы преследовались политические
цели. Правда, цели, во многом противоположные царским. В этом противоречии
таилась предпосылка будущего разрыва Никона с царем Алексеем Михайловичем. И этот разрыв произошел в
конце 50-х гг. XVII в. Результатом его стало демонстративное оставление Никоном
патриаршего престола в 1658 г. Церковный собор 1666—1667 гг., подтвердив
правильность реформы обрядов, проведенной Никоном, лишил его архиерейского сана
и священства. "...Да вменяется и именуется он отныне простым монахом
Никоном, а не патриархом Московским", — гласил приговор Собора. Приговором
было определено назначить ему местопребывание до конца его жизни "в
какой-либо древней обители, чтобы он там мог в совершенном безмолвии оплакивать
грехи свои". Умер Никон в 1681 г. Главное сочинение Никона, в
котором выражены его политические и правовые взгляды, было написано им в
монастырском уединении после его низвержения с патриаршего престола. Оттого оно
и выделяется откровенностью суждений и резкостью формулировок. В рукописи
сочинение Никона составляет 900 листов. Его полное название отражает его
полемический характер: "Возраженiя или раззоренiя смиреннаго
Никона, Божiею милостiю пaтрiapxa, противо вопросов боярина С. Стрѣшнева, еже написа Газскому
митрополиту Паисiю Лигаридiусу и
на отвѣты
Паисеовы". Боярин Стрешнев был открытым
противником взглядов Никона на соотношение церкви и государства. В 1666 г.
боярин вел допрос Никона, на котором задал ему в письменной форме 30 вопросов.
На них и отвечал Никон своим произведением. Главная тема данного
сочинения — соотношение церкви и государства. Никон исходит прежде всего из того,
что "священство" и "царство" представляют собой две
самостоятельные власти в обществе, каждая из которых исполняет свою функцию.
"Царь здѣшним ввѣрен есть, а аз небесным.
Царь телѣсным ввѣряем есть, iepeй же — душам. Царь долги имѣнiям оставляет, священник же долги согрѣшенiям. Он принуждает, а сей и утѣшает. Он — нужею, сей же совѣтом. Он оружiя чувствена
имать, а сей — духовная. Он брань имать к супостатам, сей же к началом и
миродержателем тьмы вѣка сего". |
Реклама: |