|
Неотъемлемой частью духовной
культуры России становятся в XVII в. сочинения западнорусских православных
мыслителей Украины и Белоруссии. В 40-х гг. указанного столетия в Москве
печатаются сборники полемических произведений украинских и белорусских
богословов "Кириллова книга" и "Книга о вере". Для развития русской
политической и правовой мысли огромное значение всегда имело осмысление
исторического опыта Русского государства. Вместе с тем русские мыслители,
начиная еще с эпохи Киевской Руси, не ограничивались этим опытом, но обращали
свое внимание и на историю других стран. В XVII в. наблюдается небывалое прежде
возрастание интереса русских мыслителей к устройству иностранных государств. В
связи с этим появляются специальные сочинения, посвященные организации
государственной власти и управления в наиболее крупных европейских и азиатских
странах. Больше всего работ посвящается, естественно, Турции, Польше, Англии,
Франции. § 2. Политико-правовые идеи в первой половине XVII в.События "Смуты"
начала XVII в., а именно: воцарение на русском престоле самозванца, захват
Москвы поляками, разгул вакханалии насилий иностранцев над русскими людьми, в
том числе и над самыми знатными из них, надругательство над русскими
православными святынями, глубоко оскорбляли и унижали национальное достоинство
русского общества. В результате в нем произошел настоящий взрыв патриотических
чувств. Эхо данного взрыва ясно отразилось в содержании русской литературы XVII
в. Применительно же к политической и правовой идеологии России указанного
столетия можно смело говорить об усилении в ней
национального начала. Крушение русской
государственности во время "Смуты" превратило жизнь русских людей в
сплошное бедствие. В результате в русском общественном сознании появляется
понимание православного Русского государства как
величайшей святыни, как жизненно необходимого условия существования русского
общества. Избрание в феврале 1613г. нового царя воспринимается
русскими как восстановление Русского государства. В "Утвержденной грамоте
об избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова" это
событие представляется как спасение всех православных русских людей от гибели.
"Тем благосерден буди о нас, приими моление своих богомолцов и царского
синглита, и всея земля толико много крестьянского премножества вопль
безвременный, и рыдание и плач неутешимый; буди нам милосердным государем царем
и великим князем, всеа Русии самодержцем, по Божий воле и по избранию всех
людей всего великого Росийскаго царствия; не дай истинные нашие православные
хрестьянские веры в попрание, и святых Божиих церквей во осквернение, и всех
православных крестьян от злых неприятелей, восстающих на ны, в расхищение,
дондеже не уведят многих стран неверные языцы, яко царствие ваше
безгосударно". Большое участие иностранцев
в бедствиях, выпавших на долю русских людей во время "Смуты" начала
XVII в., породило в русском обществе отношение к Европе как к враждебной силе.
Русское политическое сознание первой половины данного столетия было пронизано
антизападными настроениями. Причем активнейшим проводником их выступал отец
царя Михаила патриарх Московский и Всея Руси Филарет (в миру — Федор Никитич
Романов), который после возвращения из польского плена в 1619 г. и вплоть до
своей смерти в 1633 г. фактически правил Россией. После "Смуты" в
русском политическом сознании сформировалось представление о Русском
государстве как об осажденной крепости, как о единственном оплоте благоверия и
благочестия в окружении стран, плененных Антихристом. В качестве примера в
данном случае можно привести текст грамоты, изданной царем Михаилом Федоровичем
в 1617 г. для Новгорода по случаю освобождения его от шведов. "Понеже от
многих лет,— говорилось в грамоте, —вооружаются враги на истинную нашу и
непорочную Христову веру, ова убо многажды еже на православную веру
многоразличными ересьми, овожь ратьми и бедами восставая богоборные языки, яко
же на греческие люди мусульманские народы; на сим и на прочих, душегубительные
волки, еже есть, еретические люди, злыми некими, дьявольскими умышленьми веру
их, преданную святыми апостолы, во многих летех прежде держимую отцы их,
развратиша; на нас же, на словеньские народы, всегубительный диавол не
переставая возстает и борется, но развращением в вере благоверные люди не
возмог развратити и в душевную пагубу свести". |
Реклама: |