|
На протяжении XVII в. в
России продолжался начавшийся в предшествующий период процесс усиления царской
власти и централизованной системы управления страной. При этом новая царская
династия — из бояр Романовых — стремилась следовать основным идеологическим
постулатам, которыми руководствовались Московские государи династии
Рюриковичей. Сформулированная Иваном IV теория "православного
христианского самодержавия" была воспринята новыми царями в качестве
официальной политической идеологии. Будучи продолжением
предшествующего периода развития русского общества семнадцатое столетие стало
вместе с тем преддверием новой эпохи истории России, начало которой
ознаменовали реформы Петра I. Предпосылки этих реформ формировались во второй
половине XVII в. Более того, многое в содержании реформ, осуществленных Петром
I, было предвосхищено проектами государственных преобразований, разработанных
сподвижником царя Алексея Михайловича выдающимся русским государственным
деятелем А. Л. Ордин-Нащокиным (1605/1606—1680). Такие события XVII в., как
"Смута", избрание на царский престол Михаила Романова, принятие в
состав России Украины, церковный раскол, заставляли по-новому решать
идеологические проблемы, решенные русскими мыслителями (как тогда казалось,
навсегда) в предшествующем столетии. Это в первую очередь проблема сущности
царской власти, ее предназначения. Это и проблема соотношения светской и
церковной властей — "царства" и "священства", проблема
борьбы с ересью. Это, наконец, и проблема исторической миссии Русского
государства, и вопрос о причинах гибели государств в мировой истории, и противоположный
ему вопрос о том, как уберечь государство от крушения. Развитие политической и
правовой мысли России в XVII в. происходило в условиях небывалого прежде
духовного подъема русского общества. Самым явным свидетельством его было резкое
увеличение количества выпущенных в свет книг. В основе данного, явления лежало
вовлечение в активную общественную жизнь новых и более широких слоев населения,
возрастание числа образованных людей в простонародье — как среди горожан, так и
среди сельских жителей. Одновременно расширилось и культурное пространство:
появились литературные центры в Поволжье, Сибири, на Севере. Вовлечение в литературное
творчество представителей самых различных слоев населения вызвало увеличение
жанрового разнообразия литературных произведений, обогатило содержание
последних новыми темами. Политическая и правовая мысль выражается в XVII в. не
только в "посланиях", "поучениях", "повестях",
"сказаниях", летописях и законодательных актах и т.п., но и в политических
трактатах, агитационных воззваниях, автобиографических сочинениях. В указанном
столетии большое развитие получает деловая письменность. Разного рода
"записки" и "челобитные" выступают в качестве новых и
довольно распространенных форм выражения политических и правовых идей. Кроме
того, появляется и такой новый литературный жанр, как сатирическая повесть. В
форме этого жанра находит свое воплощение критика судебных порядков,
существующих в России в XVII в. Наиболее яркими образцами произведений данного
жанра были народная повесть о Шемякином суде и сатирический "Список с
судного дела слово в слово, как был суд у леща с ершом", более известный
как повесть о Ерше Ершовиче. Новую жизнь в рамках
семнадцатого столетия получает русское литературное наследие прошлых веков.
Многие сочинения, созданные в Киевской и Московской Руси в XI—XVI вв.,
сохранились именно в списках указанного столетия. В их числе и знаменитая
переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Духовная культура русского
общества обогащается в течение XVII в. и
значительным числом произведений иностранных авторов, переведенных на русский
язык. Во многом благодаря именно переводным произведениям в духовное поле
русского общества вошли политические и правовые идеи Платона, Аристотеля,
Ксенофонта, Демосфена, Цицерона и других древних философов. |
Реклама: |