|
Произведения Спинозы неоднократно
запрещались голландским правительством, кальвинистскими и иудаистскими
религиозными организациями, внесены католической церковью в "Список
запрещенных книг". Философия Спинозы оказала
большое влияние на развитие материализма, диалектики и атеизма. Многие
политико-правовые идеи Спинозы, как отмечено, были восприняты Руссо и другими
радикальными мыслителями демократического направления. § 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и государствеПровозглашенная в Англии после
казни короля республика просуществовала до реставрации монархии в 1660 г.
Реакционная политика Стюартов вызывала широкое недовольство. В 1688 г. Стюарты
были свергнуты; в 1689 г. был принят "Билль о правах", закреплявший
государственно-правовые гарантии законности и правопорядка. Переворот 1688 г.,
вошедший в историю под названием "Славная революция", оформил
становление в Англии конституционной монархии. Политико-правовые итоги
"Славной революции" получили теоретическое обоснование в трудах Джона Локка (1632—1704). Джон Локк — английский
философ и политический мыслитель. Он преподавал в Оксфордском университете,
затем был на дипломатической службе. Сблизившись с видным политическим деятелем
лордом Эшли (графом Шефтсбери), возглавляющим оппозиционную королю партию
вигов, Локк втянулся в политическую деятельность, временами занимал высокие
государственные должности, но в результате королевской опалы был вынужден
отправиться в эмиграцию. В Англию Локк вернулся после "Славной
революции", философские произведения Локка ("Опыт о человеческом
разумении" и др.) внесли существенный вклад в теорию познания. В произведении "Два
трактата о правлении" (1690 г.; в иных переводах — "Два трактата о
государственном правлении", "Два трактата о правительстве") Локк
дал критику теологическо-патри-архальной теории Фильмера и изложил свою
концепцию естественного права. Концепция Локка подводила итог предшествующему
развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории
естественного права, а программные положения его доктрины содержали важнейшие
государственно-правовые принципы гражданского общества. Как и другие теоретики
естественно-правовой школы, Локк исходил из представления о "естественном
состоянии". Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает
идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии.
Естественное состояние, по Локку, — "состояние полной свободы в отношении
действий и распоряжения своим имуществом и личностью", "состояние
равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто
не имеет больше другого". К естественным правам
относится собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную
личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты.
Именно труд, по Локку, отделяет "мое", "твое" от общей
собственности; собственность — нечто, неразрывно связанное с личностью:
"То, что человек извлек из предметов, созданных и предоставленных ему
природой, он слил со своим трудом, с чем-то таким, что ему неотъемлемо
принадлежит и тем самым делает это своей собственностью". Обоснование частной
собственности направлялось как против уравнительных теорий (коль скоро люди не
равны по трудолюбию, способностям, бережливости — собственность не может быть
равной), так и еще более против феодального произвола, посягательств абсолютной
монархии на имущество подданных (произвольные налоги, поборы, конфискации). В естественном состоянии,
рассуждал Локк, все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег
она стала неравной); в основном это — состояние мира и доброжелательности.
Закон природы, отмечал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой
закон нуждается в гарантиях. Закон природы, предписывающий мир и безопасность,
был бы бесполезен, если бы никто не обладал властью охранять этот закон,
обуздывая его нарушителей. То же и естественные права людей — каждый обладает
властью охранять "свою собственность, т.е. свою жизнь, свободу и
имущество". |
Реклама: |