|
В конечном счете все
проблемы политики и права сводились Спинозой к начальному пункту: как, исходя
из свойств человеческой природы, организовать само государство, чтобы все, и
правители, и управляемые, действовали в соответствии с общим благом, хотят они
этого или нет, т.е. чтобы все понуждались (добровольно ли, под давлением силы
либо необходимости) жить по предписанию разума? Задача решается, писал Спиноза,
"если дела верховной власти будут упорядочены таким образом, что ничто,
имеющее отношение к общему благу, не предоставлялось бы безусловно чьей-либо
совестливости". Спиноза решительно отвергал
абсолютную монархию: монарх, силы которого недостаточно для удержания подданных
в подчинении, окружает себя знатью, строит своим подданным козни, боится их
больше, чем внешних врагов; законы выражают прихоти правящей верхушки;
правление решительно неразумно, враждебно общему благу. Спиноза считал возможной
ограниченную монархию, в которой государством управляет представительное
учреждение, а также аристократическую республику, но обе эти формы он видел
такими государствами, в которых нужны специальные меры, предупреждающие тиранию
и угнетение. Единственно абсолютное государство,
могущественное, опирающееся на согласие подданных, правящее ими при помощи
только разумных законов, обеспечивающее свободу, равенство, общее благо, — это
демократия, "народная форма верховной власти". Особенность демократии в
том, что власть и законы не противостоят народу и не противоречат его свободе.
Народ, будут ли в таком обществе законы умножаться или уменьшаться, тем не
менее пребывает одинаково свободен, потому что он действует не вследствие
авторитета другого лица, но по своему собственному согласию. Как и Макиавелли, Спиноза
защищал народ от нападок тех, "кто пороки, присущие всем смертным,
приписывает одному только простонародью". Простой народ, который,
ссылаясь на его невежество, упорно отстраняют от государственных дел (а его
невежество в этих делах тем и обусловлено, что из них делают
"государственную тайну"), ничуть не хуже знати. Природа у всех одна и
та же. Вся разница в том, что знать маскирует свои пороки "пышностью,
роскошью, мотовством, какой-то согласованностью пороков, ученым невежеством и
изяществом распутства". Само привилегированное положение знати делает ее
надменной и развивает у нее другие пороки, которые в меньшей степени присущи
простонародью. Демократия, считал Спиноза,
в наибольшей мере способна повелевать подданными и не имеет надобности их
опасаться, поскольку устройство государства обеспечивает разумность законов, а
тем самым свободу как подчинение осознанной необходимости. "Только тот
свободен, кто, не кривя душой, живет, руководствуясь одним разумом". Разумность законов в
демократии обусловлена тем, что они принимаются многочисленным собранием, в
котором взаимопогашаются противоречивые страсти. При создании
демократического государства люди "договорились, чтобы силу решения имело
то, что получило большинство голосов". Подчинение этому первоначальному
решению обеспечивает общее равенство и свободу. Демократическое государство
наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа
предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на
другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего
общества, единицу которого он составляет. И на этом основании все пребывают
равными, как прежде в естественном состоянии. Концепция Спинозы — первое в
идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии. Политико-правовое учение
Спинозы было также немалым шагом к постижению сущности государства и права. Его
стремление освободить теорию политики от морализирования, привнесения в нее
субъективных оценок предопределило отождествление права, "мощи" и
законов природы. Применительно к политике такое отождествление в концепции
Спинозы стало средством обоснования "границ государственной власти",
прогрессивных политико-правовых программных требований. |
Реклама: |