|
Оценка доктрины Гоббса в
истории политической и правовой мысли остается дискуссионной. Некоторые
исследователи усматривают в учении Гоббса различные противоречия. Либеральные
демократы считают ошибкой Гоббса отрицание политических прав и свобод;
сторонники тоталитаризма, напротив, видят противоречия в допущении Гоббсом прав
и свобод подданных в области частного права. Между тем доктрина Гоббса
противоречива не более чем обоснованный им политико-правовой идеал —
гражданское общество, охраняемое авторитарной властью. В концепции Гоббса нет
оправдания тоталитаризма: "Граждане пользуются тем большей свободой, чем
больше дел законы оставляют на их усмотрение.., — писал Гоббс. — Граждане
цепенеют, если не делают ничего без прямого предписания закона... Законы
установлены не для устрашения, а для направления человеческих действий, подобно
тому как природа поставила берега не для задержания течения реки, а для того,
чтобы направлять его". Представления о возможности
и необходимости сочетания неограниченной власти суверена и гражданских прав
подданных были присущи не только Гоббсу. Даже в обращении к подданным с эшафота
Карл I заявил толпе собравшихся англичан: "Ваши вольности и свобода
заключаются в наличии правительства, в тех законах, которые наилучше
обеспечивают вам жизнь и сохранность имущества. Это проистекает не из участия в
управлении, которое никак вам не надлежит. Подданный и государь — это
совершенно различные понятия". В последующие века не было недостатка в
предположениях, что основой гражданского общества (или его учредителем) может и
должна быть авторитарная власть. Особенность учения Гоббса в
том, что гарантией правопорядка и законности он считал неограниченную власть
короля, с осуждением отнесся к гражданской войне, усмотрев в ней возрождение
пагубного состояния "войны всех против всех". Поскольку же такая
война, по его теории, вытекала из всеобщей враждебности индивидов, Гоббс и
выступал в защиту королевского абсолютизма. Что касается пессимистических
взглядов Гоббса на "природу человека" (люди злы) и основанных на этом
выводов о необходимости государства, то аналогичные взгляды и выводы были
свойственны ряду его современников, в том числе М. Лютеру, которого, насколько
известно, никто не упрекал в "реакционности политических взглядов". Важно отметить, что, по
Гоббсу, цель государства (безопасность индивидов) достижима не только при
абсолютной монархии. "Там, где известная форма правления уже установилась,
— писал он, — не приходится рассуждать о том, какая из трех форм правления
является наилучшей, а всегда следует предпочитать, поддерживать и считать
наилучшей существующую". Не случайно эволюция взглядов Гоббса завершилась
признанием новой власти (протекторат Кромвеля), установившейся в Англии в
результате свержения монархии. Если государство распалось, заявлял Гоббс, право
свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничтожаются; они вправе
искать себе любого защитника. Это положение Гоббс сформулировал в виде одного
из естественных законов и адресовал солдатам армии свергнутого короля:
"Солдат может искать своей защиты там, где он больше всего надеется
получить ее, и может законным образом отдать себя в подданство новому
господину". Вернувшись в Англию в 1651
г., Гоббс был с уважением принят Кромвелем, поручившим ему участие в
реорганизации университетского образования. После реставрации Стюартов
вернувшиеся в Англию эмигранты попрекали Гоббса его
примирением с властью Кромвеля и обвиняли в атеизме. После смерти Гоббса
"Левиафан" был публично сожжен по решению Оксфордского университета.
Задолго до этого католическая церковь включила произведения Гоббса в
"Список запрещенных книг". § 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции 1640—1649 гг. |
Реклама: |