|
Власть суверена абсолютна:
ему принадлежат право издания законов, контроль за их соблюдением, установление
налогов, назначение чиновников и судей; даже мысли подданных подчинены суверену
— правитель государства определяет, какая религия или секта истинна, а какая
нет. Гоббс, подобно Бодену,
признает только три формы государства. Он отдает предпочтение неограниченной
монархии (благо монарха тождественно благу государства, право, наследования
придает государству искусственную вечность жизни и т.д.). В период революции и гражданской
войны Гоббс осуждал смуты, мятежи, попытки парламента ограничить власть короля.
Однако концепция Гоббса не пользовалась популярностью у сторонников короля.
Дело не только в методологии учения Гоббса, решительно противостоявшего
теологической идеологии. Не менее важно, что консервативная политическая
программа в концепции Гоббса соединялась с обоснованием и защитой прогрессивных
для того времени принципов частного права. То,
что Гоббс писал об абсолютности государственной власти, относилось более всего
к области публичного, политического права. Обеспечение мира и безопасности
требует, по Гоббсу, возложения на подданных в области политических отношений
одних лишь обязанностей, предоставления суверену —только прав. Однако же в
области частноправовых отношений подданным должны предоставляться широкая
правовая инициатива, система прав, свобод и их гарантий*. * Исключая право критики действий суверена и свободу
совести (для подданных обязательна государственная религия). Отсутствие
у подданных каких-либо прав по отношению к суверену толкуется Гоббсом как
правовое равенство лиц в их взаимных отношениях. Гоббс отнюдь не сторонник
феодально-сословного деления общества на привилегированных и
непривилегированных. В отношениях между подданными суверен должен обеспечить
равную для всех справедливость ("принцип которой гласит, что нельзя
отнимать ни у кого того, что ему принадлежит"), незыблемость договоров,
беспристрастную защиту для каждого в суде, определить равномерные налоги. Одна
из задач государственной власти — обеспечение той собственности, "которую
люди приобрели путем взаимных договоров взамен отказа от универсального
права". Частная собственность, по Гоббсу, является условием общежития,
"необходимым средством к миру"*. Собственность, не забывает добавить
Гоббс, не гарантирована от посягательств на нее со стороны суверена, но это
относится более всего к установлению налогов, которые должны взиматься с
подданных без каких-либо исключений и привилегий. * Взгляды Гоббса на происхождение частной
собственности тоже менялись. В ранних произведениях он утверждал, что в
естественном состоянии собственность была общей. Поскольку идея общности
имуществ активно обсуждалась в процессе идейной борьбы политических групп
(особенно в связи с выступлением левеллеров и диггеров), Гоббс отказался от
этой идеи: "в состоянии войны всех против всех" нет "ни
собственности, ни общности имуществ, и есть только неопределенность". Неограниченность власти и
прав правителя государства не означает в концепции Гоббса апологии абсолютизма
континентального образца с его сословным неравенством, всеобщей опекой и
тотальной регламентацией. Гоббс призывал суверена поощрять всякого рода
промыслы и все отрасли промышленности, но предлагавшиеся им методы далеки от
политики протекционизма. В трудах Гоббса содержится
понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом: "Там,
где суверен не предписал никаких правил, подданный свободен делать или не
делать согласно своему собственному усмотрению". Цель законов не в том,
чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное
направление. Законы подобны изгородям по краям дороги, поэтому лишний закон
вреден и не нужен. Все, что не запрещено и не предписано законом, предоставлено
усмотрению подданных: таковы "свобода покупать и продавать и иным образом
заключать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, свою пищу,
свой образ жизни, наставлять своих детей по своему усмотрению и т.д.".
Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс обосновывал ряд конкретных
требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на
защиту, соразмерность наказания преступлению и др. |
Реклама: |