|
Что касается суждений о
"суверенитете личности", "суверенитете нации", то это не
более чем публицистические метафоры, призванные подчеркнуть, в частности, право
личности на индивидуальность и самобытное проявление, на свободу, права и
обязанности в рамках закона либо право нации (этноса) на национально-культурную
автономию, обеспечивающую сохранение языка, культуры, нравов, верований,
обычаев» т.е. всего, что связано с существованием и сохранением данного этноса. Во-вторых, суверенитет, по
Бодену, неограничен. Как независимость государственной власти от всякой другой
власти суверенитет либо есть, либо его нет; неограниченность нельзя ограничить.
Формулировки об "ограниченности суверенитета", существовавшие в
конституциях СССР и союзных республик, были основаны на смешении понятий
"суверенитет" и "компетенция" (по существу речь шла о
распределении компетенции между государственными органами СССР и союзных
республик) и содержали внутреннее противоречие, которое в последнем варианте
союзной Конституции (1977 г.) получило завершенное воплощение в формулировках,
согласно которым на одной и той же территории одновременно существуют два
суверенных государства — СССР и союзная республика. В-третьих, Боден подчеркнул
такое качество суверенитета, как его неделимость; именно на этом качестве
суверенитета основано отмеченное Боденом различие между федерациями и
конфедерациями как разновидностями сложных государств. § 6. Политико-правовые идеи раннего коммунизма. "Утопия" Т. Мора. "Город Солнца" Т. КампанеллыВозрождение
античного наследия повысило интерес к книге Платона "Государство".
Развитие идей Платона об общности имуществ привело к появлению произведений,
заложивших основы коммунизма Нового времени. Существенным новшеством теорий
раннего коммунизма было умозрительное распространение общности имуществ на всех
граждан (а не только на философов и воинов, как у Платона), а также обоснование
демократических учреждений в государствах, базирующихся на общественной
собственности. * До начала XIX
в. частной собственности противопоставлялась "общность имуществ"
(omnia sunt communia
— все должно быть общим). Исходя из терминологии того времени, а также
принципов организации труда, распределения, быта в проектах Мора, Кампанеллы и
их последователей в XVI—XVIII вв., их идеалы по традиционной классификации являлись
коммунистическими. Отличные от них идеалы социализма, как указывал Ф. Энгельс,
возникли в начале XIX в. (см. гл. 20). В 1516 г. была опубликована
"Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о
наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и
крас-норечивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного города
Лондона". Англичанин Томас Мор
(1478—1535), правовед по образованию, прославился как блестящий адвокат, был
избран в парламент, затем занимал должность судьи, помощника шерифа г. Лондона
и другие должности. "Утопия" создана во время поездки во Фландрию в
составе посольства. Сочинение написано в форме
диалога: мореплаватель рассказывает автору и другим лицам о различных народах и
странах, в том числе об острове Утопия. В первой части сочинения Мор
дал резкую критику огораживания и кровавого законодательства современной ему
Англии. Порицая бессмысленную жестокость многочисленных законов, направленных
против краж и бродяжничества, Мор остро ставит вопрос о причинах преступности в
современном ему обществе. Основная причина всех вообще пороков и бедствий,
считал Мор, — частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов
личности и общества, богатых и бедных, праздности и изнурительного труда,
роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления,
которые "подвергаются ежедневной каре, но не обузданию", общество
само "создает воров и одновременно их карает". |
Реклама: |