|
Исходя из разработанной им
концепции суверенитета, Боден ставил вопрос о сложных государствах. Он различал
два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве,
он относил государственные образования, включающие части, находящиеся в
вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, которая, по
мысли Бодена, основана на неравенстве, ибо суверенитетом обладает только союз в
целом, а не отдельные его части (примером федерации он считал Священную Римскую
империю германской нации). Второй вид соединений государств основан на
равенстве — такова Швейцарская конфедерация, каждый из членов которой во времена
Бодена сохранял суверенитет. Основная заслуга Бодена — в
изучении суверенитета как признака государства, главного качества верховной
власти. Обоснованное Боденом понятие суверенитета сохраняет актуальность, хотя
после XVI в. в отношениях между государствами многое изменилось. К тому же в
политико-правовой идеологии и даже в законодательстве ряда стран термин
"суверенитет" нередко использовался не как научное, а как
идеологическое или даже публицистическое определение (суверенитет народа, суверенитет
нации, суверенитет личности, суверенитет закона, суверенитет науки и т.п.).
Кроме того, в науке о государстве суверенитет нередко отождествлялся с
компетенцией государственных органов, их полномочиями, предметом ведения,
источником власти и др. Наиболее существенным после
XVI в. изменением прав верховной власти стало изъятие из полномочий носителя
суверенитета, перечисленных Боденом, "права войны", запрещенной в
середине XX в. основными документами ООН. Это, однако, не означает изменения
содержания понятия "суверенитет", данного Боденом. Как отмечено,
суверенитет, по Бодену, — независимость государства от другой власти, но не от
власти законов природы; к законам природы (к естественному праву) Боден, вслед
за Аристотелем, относил не только физические законы, но и такие социальные
явления, как существование семьи и частной собственности. Поэтому получилось
так, что неограниченная власть государства над гражданами и подданными
оказалась подчиненной естественному закону неприкосновенности частной
собственности, чем обусловлено давно замеченное противоречие в
политико-правовом учении Бодена: монарх может предписать все, кроме
произвольного установления налогов и податей; Генеральные штаты ничего не
решают, но без их согласия король не должен взимать подати и налоги.
Уже Боден, вопреки
Аристотелю, не считал рабство законом природы и рекомендовал его отмену. По
мере развития цивилизации, общей культуры человечества и международных связей
были запрещены работорговля, а затем и рабство, пиратство, расовая
дискриминация, химическое, бактериологическое и некоторые другие виды оружия,
угроза силой или ее применение в международных отношениях, всеми государствами
признан режим свободного моря и ряд других обязывающих или запрещающих норм и
принципов международного права. Все это, однако, не означает отрицания или
умаления суверенитета как признака (качества) независимого государства. В серьезных теоретических
исследованиях, посвященных проблемам суверенитета, говорится об отдаленной
перспективе отмирания (исчезновения, но не ограничения) суверенитета вместе с
государством в результате создания мирового правопорядка и преодоления
разобщенности человечества. В настоящее время учение
Бодена о суверенитете актуально в теоретическом и практическом отношениях. Во-первых, актуален вывод
Бодена о том, что суверенитет присущ только государству как неотъемлемое
качество верховной власти в стране. Встречающиеся в литературе рассуждения о
различиях "власти государственной" и "власти политической"
отражают лишь то обстоятельство, что в некоторых государствах, формально
конституционных и демократических, реальная власть на самом деле принадлежала
не государству, а верхушке правящей партии либо господствующего духовенства,
вершивших все дела от имени государства. |
Реклама: |