|
Он, несомненно, блестящий
писатель, автор художественных, политических, исторических произведений,
созданных на самом высоком уровне культуры времен Возрождения. Но то и другое не обязывало
его восхвалять политические подлости, коварства и жестокости, оставляя духовное
наследие не только ученым-теоретикам и любителям классической литературы, но и
диктаторам, вероломным политикам и убийцам. Произведения великого итальянца не
проиграли бы, если бы в них не было поучений и назиданий грядущим тиранам. К
сожалению, без этого не обошлось. § 3. Политико-правовые идеи РеформацииВ XVI в. ряд стран Западной
и Центральной Европы охватила Реформация
(лат. reformatio —
преобразование, перестройка) —" массовое движение против католической
церкви. Начало Реформации в Германии
положил профессор Виттенбергского университета доктор богословия Мартин Лютер (1483— 1546). Осенью 1517 г. он выступил с
протестом против продажи индульгенций (отпущение грехов за деньги). В процессе
дискуссии с католическим духовенством Лютер и его единомышленники от
первоначальных надежд на улучшение церкви перешли к ее отрицанию. Помимо ссылок
на тексты священного писания, расходящиеся с организацией и практической
деятельностью духовенства, в движении реформаторов все более отчетливо звучала
мысль, что церковь в том виде, как она сложилась к XVI в., вообще не нужна
христианам, ибо она не только мешает их общению с богом, приписывая себе роль
обязательного посредника, но и подменяет богослужение идолопоклонством,
многократно осужденным и в Ветхом, и в Новом заветах. Лютер и его сторонники
утверждали, что в католицизме почитание бога подменено почитанием церкви,
совершением придуманных духовенством обрядов и поклонением рукотворным
предметам культа. Спасение христианина, утверждал Лютер, — не в церковных
службах, обрядах, свечах, мессах, песнопениях, иконах и других чисто внешних
проявлениях религиозности, а в глубокой и искренней вере в бога. Опираясь на
священное писание, Лютер доказывал, что вся иерархия католической церкви,
монашество, большинство обрядов и служб не основаны на "подлинном слове
божьем", "истинном евангелии". Вопреки учению католицизма о
необходимости совершать для спасения души различные обряды Лютер, ссылаясь на
послания апостола Павла, утверждал, что "человек оправдывается одной
верой". То, что относится к религии, — дело совести христианина; источник
веры — священное писание, "чистое слово божье" (Лютер перевел Библию
на немецкий язык). Все, что находило подтверждение в текстах Библии, считалось
непререкаемым и священным; остальное рассматривалось как человеческое
установление, подлежащее рациональной оценке и критике. В результате
отвергались "церковное предание" и сама католическая церковь. Отношение Лютера к светской
власти основано на представлении, что человек живет в двух сферах: в сфере
"евангелия" (религиозная сфера, отношение к царству небесному) и в
сфере "закона" (царство земное, государство). В сочинении "О светской
власти" (1523 г.) Лютер писал, что если бы весь мир состоял из подлинных
христиан (т.е. из истинно верующих), то не было бы необходимости ни в князьях,
ни в королях, ни в мече, ни в законе. Однако только меньшая часть людей ведет
себя по-христиански; злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому бог учредил
два правления — духовное (для истинно верующих) и светское (сдерживающее злых,
заставляющее их сохранять внешний мир и спокойствие). Истинный христианин не
нуждается ни в праве, ни в мече, но он должен заботиться о других людях;
поэтому, раз меч полезен и необходим для охраны мира, христианин платит налоги,
почитает начальство, служит, делает все, что идет на пользу светской власти.
"Если ты видишь, — утверждал Лютер, — что не хватает палачей, стражников,
судей, господ или правителей, а ты сочтешь себя способным (к этому занятию), то
предложи свои услуги и займись этим, чтобы не пренебрегали властями, без
которых нельзя обойтись..." Главное в том, чтобы христианин не использовал
меч в своекорыстных интересах; при соблюдении этого условия "стражники, палачи,
адвокаты и прочий сброд", считал Лютер, могут быть христианами, поскольку
власть и меч — служба божья, и потому "они должны быть теми, кто бы
разыскивал, обвинял, мучил и убивал злых, защищал, прощал добрых, отвечал за
них и спасал их". |
Реклама: |