|
Восторгаясь деяниями Борджиа
и других беспринципных государственных деятелей, глубокий теоретик Макиавелли
почему-то не заметил, что его доводы о необязательности правил морали для
правителей вполне применимы к отношениям между частными лицами, для которых,
утверждал Макиавелли, мораль обязательна. Вот некоторые из этих доводов:
"Необходимо считать всех людей злыми и предполагать, что они всегда
проявят злобность своей души, едва лишь им представится к тому удобный
случай." И еще: "Разумный правитель не может и не должен оставаться
верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины,
побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, — поясняет
Макиавелли, — если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова
не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог
нарушить обещание всегда найдется". Если эти соображения верны
для политиков, то почему они неприменимы к отношениям частных лиц между собой?
Если предположение о вероломстве, злобности и враждебности всех окружающих
человека людей сделать основой правил его поведения, то получится не общество,
а что-то вроде "войны всех против всех", в которой каждый стремится
нанести окружающим первый удар или, по
крайней мере, обмануть их в чем-нибудь, успев сделать это, пока они сами его не
обманули. Однако из опыта истории достаточно известно, что мораль наряду с
другими социальными регуляторами всегда оказывала сдерживающее влияние на
человеческие страсти, удерживая людей в рамках общежития. Но не обнаружится ли
"война всех против всех" в политике, если ее, как предлагал
Макиавелли, освободить от моральных сдержек и оценок? Конечно, Макиавелли далек от
мысли о "войне всех (политиков) против всех (политиков)"; но он
одобряет войну сильных политиков против слабых, хитрых — против простодушных,
коварных — против честных политиков, властолюбцев — против тех, кто мешает им
взять власть в свои руки. Поэтому его советы и рекомендации оказались полезными
для политиков вероломных и жестоких, для тиранов, демагогов и узурпаторов
власти. Получилось так, что
республиканец Макиавелли, с искренним уважением писавший о народе, практически
ничем не помог народным движениям за республику и демократию; однако его произведения
оказались ценным практическим пособием для диктаторов и тиранов. Именно им
приятна мысль о вседозволенности в политике: "Пусть государи стараются
сохранить власть и одержать победу, — писал Макиавелли. — Какие бы средства для
этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят". К тому же
многие конкретные рекомендации Макиавелли действительно полезны для укрепления
власти беспринципных и аморальных политических деятелей. Бенито
Муссолини находил в работах Макиавелли подтверждения своим идеям о сильной
государственной личности, обоснование культа государства. В одном из своих
строго секретных писем для членов политбюро Ленин, ссылаясь на рекомендации
Макиавелли, содержащиеся в книге "Государь" (гл. VIII — "О тех,
кто приобретает власть злодеяниями"), называл его умным писателем по
государственным вопросам, справедливо говорившим о способах достижения
известной политической цели, и, в соответствии с его рекомендацией, требовал
расстрелять возможно больше представителей духовенства под предлогом голода и
изъятия церковных ценностей. Произведения Макиавелли "Государь" и
"Рассуждения на первую декаду Тита Ливия" внимательно изучал Сталин,
сделавший ряд многозначительных пометок и подчеркиваний по тексту первого
русского издания этих произведений*. * См: Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 191—192; Средние
века. Выпуск 58. М., 1995. С. 119—129. Макиавелли, безусловно, —
великий теоретик и ученый, сделавший громадный шаг к созданию идеологии и науки
Нового времени, оказавший глубокое влияние на развитие политико-правовой мысли
и современной политологии. |
Реклама: |