|
Макиавелли порицал
католическую церковь и духовенство: "Дурные примеры папской курии лишили
нашу страну всякого благочестия и всякой религии". Кроме того, писал
Макиавелли, католическая церковь держала и держит страну раздробленной. В канун
Реформации Макиавелли прозорливо предсказывал, что католическая религия
"близка к своей гибели либо к мучительным испытаниям". Рассматривая религию как
одно из средств управления людьми, Макиавелли допускал преобразование
христианства так, чтобы оно служило прославлению и защите отечества. Отличие
его позиции от позиции приверженцев Реформации в том, что образцом и основой
религиозной реформы он считал не идеи первоначального христианства, а античную
религию, полезную для политики. Не государство на службе религии, а религия на
службе политики — такой взгляд резко расходился со средневековыми
представлениями о соотношении церкви и государства. Макиавелли
считается одним из основоположников науки политологии. В его произведениях
политика (учреждение, организация и деятельность государства) рассматривалась
как особая сфера человеческой деятельности, имеющая свои закономерности,
которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из священного писания
или сконструированы умозрительно. Такой подход к изучению государства был
большим шагом вперед в развитии политико-правовой теории*. * Известный немецкий государствовед Еллинек даже
утверждал, что Макиавелли впервые ввел в научную литературу слово
"государство" (stato). Прогрессивное по
методологической основе политическое учение Макиавелли несло на себе отпечаток
эпохи. Это особенно ярко выразилось во взглядах Макиавелли на методы
осуществления государственной власти, способы и приемы политической
деятельности. В произведениях Макиавелли
политика противопоставлялась общераспространенным представлениям о должном и
недолжном, позорном и почетном. Деятельность государства он исследовал как
такую сферу проявления интересов, чувств, настроений людей, социальных
общностей и правительств, в которой действуют особые правила, не тождественные
нормам морали, регулирующей отношения между частными лицами. Поступки основателей
государств, завоевателей, узурпаторов престола, создателей законов,
политических деятелей вообще, рассуждал Макиавелли, должны оцениваться не с
точки зрения морали, а по их
результатам, по их отношению к благу государства: "...Благоразумному
государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от
остальных же — воздерживаться по мере сил, но не более. И даже пусть государи
не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно
удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый
взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и
наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и
безопасность". Государства, писал
Макиавелли, создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами
осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман. "Надо
знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами,
во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как
первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда
следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и
зверя... — поучал Макиавелли. — Из всех зверей пусть государь уподобится двум:
льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть
подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть
волков". Государственный деятель не
должен быть всегда верен договорам: "Мы знаем по опыту, что в наше время
великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел,
кого нужно, обвести вокруг пальца..,"; "разумный правитель не может и
не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и
если отпали причины, побудившие его дать обещание". |
Реклама: |