|
Свободное государство должно
быть основано на компромиссах народа и знати; суть "смешанной
республики" в том и состоит, что система государственных органов включает
аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и
защищая интересы соответствующей части населения, сдерживает посягательства на
эти интересы другой его части. Вместе с тем Макиавелли с
ненавистью отзывался о феодальном дворянстве и призывал к его уничтожению.
"Дворянами именуются те, кто праздно живет на доходы со своих огромных
поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым
трудом заработать себе на жизнь. Подобные люди вредны во всякой республике и в
каждой стране. Однако самыми вредными из них являются те, которые помимо
указанных поместий владеют замками и имеют повинующихся им подданных". Засилье дворян, которыми
переполнены Неаполитанское королевство, Римская область, Романья, Ломбардия,
мешает возрождению Италии. Из-за дворян там не было ни республики, ни
политической жизни; "подобная порода людей — решительный враг всякой
гражданственности". "Желающий создать республику там, где имеется
большое количество дворян, не сумеет осуществить свой замысел, не уничтожив
всех их до единого". На пути к созданию будущей
свободной Итальянской республики много препятствий — считал Макиавелли.
Освобождение страны от иноземных войск и наемников, от мелких тиранов и
многочисленных дворян, от папского государства и интриг католической церкви,
поддерживающей раздробленность страны, требует крайних мер, проводимых
абсолютной и чрезвычайной властью единоличного правителя, уничтожающего
укоренившиеся пороки, учреждающего мудрые законы и порядки. Этой проблеме
посвящено наиболее известное произведение Макиавелли "Государь" (в
иных переводах — "Князь"; дословно — "О принцепсе"). Законодательству и праву
Макиавелли придавал большое значение: благодаря законам Ликурга Спарта
просуществовала 800 лет. Ненарушимость законов он связывал с обеспечением
общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа: "Когда народ
увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов,
он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной". Но для
Макиавелли право — орудие власти, выражение силы. Во всех государствах основой
власти "служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не
бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там
хороши и законы". Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя
должны стать война, военная организация и военная наука, "ибо война есть
единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого".
Макиавелли — против наемных войск; создание армии, состоящей только из
итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания
общенационального государства. Важным средством политики
Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал Макиавелли, — могучее средство
воздействия на умы и нравы людей. Именно поэтому все основатели государств и
мудрые законодатели ссылались на волю богов. Там, где есть хорошая религия,
легко создать армию. В Древнем Риме "религия помогала командовать
войсками, воодушевлять народ, сдерживать людей добродетельных и посрамлять
порочных". Государство должно использовать религию для руководства
подданными. Макиавелли, однако, не
одобряет современное ему христианство, проповедующее смирение, самоуничижение,
презрение к делам человеческим: "Религия античная почитала высшее благо в
величии духа, в силе тела и во всем том, что делает людей чрезвычайно сильными.
А если наша религия и требует от нас силы, то лишь для того, чтобы мы были в
состоянии терпеть, а не для того, чтобы мы совершали мужественные деяния. Такой
образ жизни сделал, по-моему, мир слабым и отдал его во власть негодяям: они
могут безбоязненно распоряжаться в нем как угодно, видя, что все люди, желая
попасть в рай, больше помышляют о том, как бы стерпеть побои, нежели о том, как
бы за них расплатиться". |
Реклама: |