|
Узнав, что его сочинения до
царя так и не дошли, Пересветов . пишет ему челобитную и, в сентябре 1549 г.,
воспользовавшись пребыванием Ивана IV в придворной церкви Рождества Богородицы,
подает ее вместе с копиями своих сочинений непосредственно в царские руки. Дальнейшая судьба Ивана
Пересветова неизвестна. Однако сочинения его сохранились — во многом благодаря
тому, что они , попали в царский архив. Наиболее значительные из них
— это "Повесть об основании и взятии Царьграда", "Сказание о
Магмет-салтане", "Сказание о Константине", "Первое
предсказание философов" и челобитные Ивану IV, получившие у историков
наименования "Малая челобитная" и "Большая челобитная". Содержание названных сочинений
должно было прийтись по душе Ивану Грозному. Пересветов выступает в них против
произвола вельмож, обосновывает жизненную необходимость для общества сильной
государственной власти, централизации административной и судебной систем. Свои мысли Иван Пересветов
излагает, основываясь не на Священном писании, как это было принято в ту эпоху,
а на историческом опыте Византии и Турецкой империи. Пересветова можно поэтому
отнести к числу мыслителей светского направления в русской политической
идеологии XVI в. Однако религиозные мотивы все же присутствуют в его
творчестве, что вполне закономерно для эпохи господства в обществе религиозной
идеологии. Ключевыми категориями
политико-правовой теории Ивана Пересветова выступают понятия "правда"
и "вера". Эти понятия широко используются в Священном писании. Ими
часто оперировали, начиная еще с эпохи Киевской Руси, русские писатели. При
этом в понятия "правда" и "вера" вкладывался довольно
разнообразный смысл. "Правда" — это нечто, в соответствии с чем
следует жить, совершать различные поступки, управлять, судить, наказывать. В
этом смысле синонимом данного понятия выступают такие слова, как
"мораль", "справедливость", "право", и др. Но
словом "правда" в русской литературе обозначались одновременно и сами
добрые дела — правду можно творить, осуществлять и т.п. Правда, в понимании
русских мыслителей, это и совокупность определенных представлений о мире. В
таком смысле она есть истина. Что касается понятия
"вера", то им в русской литературе чаще всего обозначалась система религизных
(христианских) догматов, или религия. Однако вместе с тем и это понятие
использовалось в значении истины и правила поведения, т.е. его содержание в
некоторой своей части как бы налагалось на содержание понятия
"правда". Иван Пересветов придает правде
значение самого важного явления в жизни любого государства. По его мнению,
процветание государства зависит от того, как соблюдается в нем правда. Потеря
же в том или ином государстве правды влечет за собой его гибель. Эта мысль о правде как
главном условии существования государства была распространенной в русской
политической идеологии. Ее высказывал, в частности, современник Пересветова
государственный деятель и писатель Федор Карпов (умер до 1545 г.). "Правда
есть потребна во всяком градском деле и царстве", — писал он в послании
митрополиту Даниилу (около 1539 г.). Однако если у Карпова данная идея покоится
на фундаменте философского наследия прошлого
(главным образом на сочинении Аристотеля "Никомахова этика"), то у
Ивана Пересветова она обосновывается политическим-опытом
прошлого — конкретными фактами из истории реально существовавших и существующих
государств. С потерей правды греками
Иван Пересветов связывал, например, падение Византии в 1453 г. В "Сказании
о Магмет-салтане" им были названы причины, по которым правда ушла из этого
государства. Главная из них, по его мнению, заключалась в поведении греческих
вельмож, которые, пользуясь своим положением, "богатели от слез и от крови
роду человеческаго, и праведный суд порушали, да неповинно ссужали по
мздам". |
Реклама: |