|
В своих мыслях о соотношении светской
власти и церкви Андрей Курбский был близок к идеологии нестяжателей.
Реальное состояние русской православной церкви, которое он наблюдал, будучи в
России, вызывало у него вполне обоснованную тревогу. Описывая его в своем
послании Вассиану Муромцеву, Курбский отмечал, что он не осуждает в данном
случае, а "беду свою" оплакивает. По его словам, современные ему
церковные деятели "не вдовиц и сирот заступают, ни напаствованных и бедных
избавляют, ни пленников от пленения искупают, но села себе устряют, и великие
храмины поставляют, и богатьствы многими кипят, и корыстми, яко благочестием,
ся украшают". Андрей Курбский считал, что
церковь должна являться препятствием разгулу беззакония и кровавого произвола
властителей. К этому высокому предназначению поднимает церковь дух христианских
мучеников, принявших смерть в борьбе против преступных и неправедных
властителей. "Где убо кто возпрети царю или властелем о законопреступных и
запрети благовременно и безвременно? — восклицал Курбский за несколько лет до
начала опричнины. — Где Илия, о Науфеове крови возревновавыи, и ста царю в лице
со обличением? Где ли лики пророк, обличающи неправедных царей? Где Амбросии
Медиаламскии, смиривыи великаго царя Феодосия? Где златословесныи Иоанн, со
зелным запрещением обличив царицу златолюбивую? Где ныне патриархов лики и
боговидных святителей и множество преподобных ревнующе по Бозе а нестыдно
обличающих неправедных царей и властителей в различных их законопреступных
делех, исполняюще и блюдуще слово Спасителя?" В этих вопросах Курбского
уже слышался и ответ: никто на этой грешной земле не заступится за униженных и
оскорбленных, кроме самого Господа Бога. И только "Страшный суд"
принесет им избавленье от преступных властителей. "А писанейце сие,
слезами измоченное, во гроб с собою повелю вложити, грядущи с тобою на суд Бога
моего Исуса. Аминь". Так написал пустившийся от отчаяния в бегство из России и от России князь
в послании своему бывшему царю. А царь ответил: "А еже
свое писание хощеши с собою во гробъ положити, се убо послѣднее християнство свое
отложилъ еси. И еже убо Господу повелѣвшу еже не противитися злу,
ты же убо и обычное, еже и невѣжда имуть, конечное прощение
отверглъ еси; и по сему же нѣсть подобно и пѣнию над тобою быти". § 7. Политические и правовые идеи И. С. ПересветоваИван Семенович Пepeсвemoe (или, как сам
он себя называл, Ивашка, сын Семена, Пересветов) — один из видных русских
мыслителей XVI в. О жизни его сохранилось мало сведений. Известно только, что
ранние свои годы он провел в Литве, где, по-видимому, и родился. Происходил он,
вероятнее всего, из русской дворянской
семьи. Его предки и прадеды, как он сам отмечал, служили "верою
великим государям князьям русским", предкам царя Ивана IV. Средства существования
Пересветов обеспечивал себе исключительно военной службой. До приезда в
Московию он служил в Венгрии, Чехии и, возможно, в других каких-нибудь
государствах. В середине 30-х гг. XVI в. (скорее всего, в 1537—1538 гг.) он
попадает в Молдавию, где пять месяцев состоит на службе у молдавского воеводы
Петра. После этого отправляется в Москву. Здесь ему посчастливилось заручиться
покровительством знатного аристократа — боярина М. Ю. Захарьина. При поддержке
последнего Пересветов организует в Москве мастерскую по выделке защитных щитов
для пищальников. Однако в 1539 г. боярин умирает, и работа мастерской
останавливается. Оставшись без покровителя и
средств существования, Иван Пересветов передает царю Ивану IV привезенные с
собой бумаги с выписками из произведений древнегреческих философов и видных
европейских богословов, так называемые "царские бумаги из многих
королевств", а также собственные сочинения. Все это было помещено в государственную
казну, Пересветов же получил хорошую, по его собственной оценке, награду. |
Реклама: |