|
По мнению Курбского,
ослабление христианской веры и распространение ереси опасно прежде всего тем,
что порождает у людей безжалостность и равнодушие к своему народу и отечеству.
Эти странные свойства он в избытке замечал у польских и литовских аристократов,
с которыми довелось ему общаться после бегства из России. В "Истории о
великом князе Московском" беглый русский боярин делает следующий вывод из
своего знакомства с польско-литовской аристократической средой: "А издавна
ли тые народы и тые люди нерадивии и немилосердыи такъ зѣло о ихъ языцѣ и о своих сродных? Но
воистинну не издавна, но новой: первие в них обретахусь мужие храбры и чюйны
(т.е. радящие) о своем отечествѣ. Но что нынъ таково есть и
чего ради имъ таковая приключишася? Заисте, того ради: егда бѣша о вѣрѣ
христианской и въ церковныхъ догмѣтехъ утверженны и в дѣлехъ
житейскихъ мернѣ и
воздержнѣ
хранящеся, тогда яко едины человѣцы наилепшие во всѣхъ
пребывающе, себя и отечество броняще (курсив наш. — В. Т.).
Внегда же путь Господень оставили и вѣру церковную отринули,
многаго ради преизлишняго покоя, и возлюбивша же и ринушася во пространный и
широкий путь, сирѣчь въ пропасть
ереси люторские и других различных сектъ, паче же пребогатѣйшие ихъ властели на сие
непреподобие дерзнуша, — тогда от того имъ приключишася". Именно как отступление от
православия, попрание Христовых заповедей трактовал Андрей Курбский злодеяния
Ивана Грозного. ?"Християнский, речешь, царь? — гневно обращается он в
адрес своего бывшего царя в произведении "Сказание о великом князе
Московском". — И еще православный, — отвещаю ти: християновъ губилъ и от
православныхъ человѣков рожденыхъ и
сосущихъ мла-денцовъ не пощадилъ!... Реку ти паки: поправши заповеди Христа
своего и отвергшися законоположения евангелского, егда не явствено обѣщался диаволу и ангеломъ
его, собравши воинъство полковъ дияволскихъ и учинивший над ними стратилаты
окояных своихъ лоскателѣй, и ведый волю
царя небесного, произвел дѣломъ всю волю
сатанинскую, показующе лютость неслыханную, никогда же бывшую в Русии, над
церковью живаго Бога?" Обвиняя друг друга в
предательстве православной христианской веры, Иван Грозный и Андрей Курбский
демонстрировали тем самым, как это ни странно, одинаковый стиль политического
мышления: оба видели в государственной деятельности прежде всего соблюдение
Христовых заповедей.
Подобно Ивану Грозному,
Андрей Курбский трактовал верховную государственную власть как дар Бога. Россия
для него не простое государство, но — "Святорусская
империя". "...Вся земля наша Руская от края до края, яко
пшеница чиста, верою Божию обретается", — писал он в послании Вассиану
Муромцеву. Русский царь, в понимании Курбского, это прежде всего праведный
судия. По его словам, цари и князья на Руси "во православной вере от
древних родов и поднесь от Превышняго помазуются на правление суда". Представляя государственную
власть как дар божий, Курбский вместе с тем отмечал, что носители ее не
исполняют в действительности предназначенного им Богом. Вместо того, чтобы
вершить праведный суд, они творят произвол, "неслыханные смерти и муки на
доброхотных своих умыслиша". Эти слова Андрея Курбского о носителях
государственной власти вообще, без указания их конкретных имен, содержатся в
его послании старцу Вассиану Муромцеву, написанном в начале 60-х гг. XVI в.
Князь повторит их позднее, в первом своем послании Ивану IV, датируемом 1564 г.
"Почто, царю, — обратится беглый князь к его величеству,— силных во
Израили побил еси, и воевод, от Бога данных ти на враги твоя, различными
смертьми расторглъ еси, и побѣдоносную святую
кровь ихъ во церквах Божиих пролиялъ еси, и мученическими кровьми праги
церковные обагрил еси, и на доброхотных твоих
и душу за тя полагающих неслыханные от
века муки, и смерти, и гоненья умыслил еси..." (курсив наш. — В. Т.). |
Реклама: |