|
К числу видных сторонников
идеологии нестяжательства следует отнести и Максима Грека
(ок. 1470—1556). Он также происходил из знатной и богатой семьи, правда, семьи
не русских, а греческих аристократов. Первоначальное его имя — Михаил Триволис.
До прибытия своего в Московию он сумел получить добротное светское образование,
слушая лекции в лучших итальянских университетах (Флоренции, Падуи, Милана). Увлечение богословием
возникло у Михаила Триволиса во Флоренции под влиянием проповедей Дж.
Савонаролы, настоятеля доминиканского монастыря св. Марка. Не исключено, что
будущий знаменитый московский мыслитель слушал эти проповеди в одной толпе с
будущим великим флорентийским мыслителем Никколо Макиавелли. Последний, правда,
воспринимал их без всякого восторга, а, скорее, даже с презрением к
проповеднику. Казнь Дж. Савонаролы,
последовавшая в 1498 г., не отвратила Михаила Триволиса от учения доминиканцев.
В 1502 г. он становится монахом монастыря св. Марка. Однако в 1505 г. в его
судьбе происходит коренной поворот: Михаил покидает Италию и поселяется в
Ватопедском монастыре на Св. Горе Афонской. Здесь он обращается в православие и
принимает имя Максима. В 1515 г. великому князю
Василию III понадобился переводчик для переложения греческой толковой Псалтыри
на русский язык. В Ватопедский монастырь митрополитом Варлаамом была направлена
просьба прислать специалиста по таким переводам монаха Савву. Последний,
однако, не смог по причине своей глубокой старости и немощи выехать в Москву. И
тогда выбор пал на Максима Грека. Прибыл греческий монах в
Москву в марте 1518 г., а к осени следующего года представил требовавшийся
перевод. Не зная поначалу русского языка, он переводил с греческого на
латинский. Знатоки же последнего при дворе Московского государя имелись, они и
перелагали латинский текст на русский язык. Один из этих знатоков — толмач
Посольского двора Дмитрий Герасимов — писал в рассматриваемое время своему
знакомому: "А ныне, господине, переводит Максим Псалтирь с греческого
толковую великому князю, а мы с Власом у него сидим, переменяяся; он сказывает
по-латыньски, а мы сказываем по-русски писарем". Полученный таким странным
образом русский перевод греческой Псалтыри был одобрен церковными иерархами и понравился
Василию III. Переводчик Максим Грек получил щедрую награду и просьбу остаться в
Московии для осуществления новых переводов и исправления богослужебных книг. На
эту просьбу он после недолгих раздумий ответил согласием. За короткое время греческий монах
сделался заметным явлением культурной жизни Москвы. Незаурядный ум и широкие
познания в европейской философии и теологии привлекли к нему внимание
образованных представителей русской аристократии. Келья Максима Грека стала
местом, где регулярно собирались для обсуждения сложных философских и
богословских проблем многие из тех людей, которые прославятся впоследствии в
качестве видных русских мыслителей. Среди них были, в частности, Дмитрий
Герасимов, Федор Карпов, Зиновий Отенский, Артемий Троицкий, Сильвестер. В
совместных беседах названные мыслители знакомились с книгами, которых прежде не
знали, развивали свое мировоззрение. Максим Грек еще и совершенствовался в
русском языке. В 1521 г. Максим Грек
знакомится с Вассианом Косым, в результате чего обнаруживается, что греческий
монах вполне разделяет основные принципы русской идеологии нестяжательства.
Более того, Максим Грек становится активным проповедником этих принципов. Он, в
частности, открыто заявляет, что неприлично монастырям владеть каким-либо недвижимым
имуществом. Такие заявления не могли остаться без последствий. И в 1525 г.
церковный Собор обвиняет Максима Грека в деяниях против православной веры и
русской церкви и осуждает его к монастырскому заточению. Более четверти века
Максим Грек живет в заточении: сначала в Волоколамске, затем, после вторичного
осуждения на Соборе 1531 г., в Твери. Наконец в 1551 г. царь Иван IV, вняв
"умолению" игумена Троице-Сергиевой лавры Артемия, освобождает уже
дряхлого, больного Максима из заточения и разрешает ему провести остаток дней в
этой знаменитой обители. Здесь Максим Грек и умирает в январе 1556 г. |
Реклама: |