|
Решение Московией задачи
своего самоопределения в качестве самостоятельного государства неизбежно
обостряло проблемы ее внутренней политической организации. Это обострение нашло
свое отражение в политической и правовой мысли. Следствием стало появление в
рамках данной мысли самых различных идеологических течений и воззрений.
Наиболее значительными и интересными среди них были идеология
"нестяжательства", политические идеи и концепции Иосифа Волоцкого,
Ивана Грозного, Андрея Курбского и Ивана Пересветова. § 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства""Нестяжательство"
— это идеологическое течение, оформившееся в рамках русской православной церкви
во второй половине XV — начале XVI в. В качестве главных проводников данного
течения выступили монахи Заволжья, поэтому в литературе оно часто именуется
учением или движением "заволжских старцев". Названия
"нестяжатели" они удостоились за то, что проповедовали бескорыстие
(нестяжание) и, в частности, призывали монастыри отказаться от владения каким-либо
имуществом, в том числе земельными угодьями, селами, и превратиться в школы
чисто духовной жизни. Однако призывом к освобождению монастырской жизни от
мирской суеты учение заволжских старцев далеко не исчерпывалось. Проповедь
нестяжания, хотя и была одной из главных в данном учении, не выражала его
глубинного смысла. Идея бескорыстной жизни, т.е. жизни, освобожденной от
стремления к материальг ному богатству, вырастала у заволжских старцев из
другой идеи, которая как раз и являлась корневой в их мировоззрении. Суть ее заключалась
в понимании того, что главное в человеческой жизни совершается не во внешнем по
отношению к человеку мире, а внутри самого человека. Настоящая, соответствующая
природе человека жизнь — это жизнь его духа. Надлежащее устройство своей
.внутренней, духовной жизни требует от человека, помимо прочего, достижения
определенной степени свободы от внешнего мира, в том числе и от различных
мирских благ. При этом нет необходимости стремиться к полному освобождению от
внешнего мира — отшельничество в представлении заволжских старцев есть такая же
крайность, как жизнь в материальной роскоши. Важно, чтобы внешний мир не мешал
внутреннему самоусовершенствованию человеческой натуры. Отсюда и проистекала
проповедь нестяжания. Не будучи главной в учении заволжских старцев, она тем не
менее в наибольшей мере затрагивала интересы иерархов русской православной
церкви, поскольку выливалась в призыв к последним отказаться от владения
огромным материальным богатством. В связи с этим проповедь нестяжания оказалась
самой заметной среди идейных лозунгов движения заволжских старцев. Вот почему
последнее и получило название "нестяжательство". Политическая сторона данного
учения проявлялась не только в выступлении его представителей против
монастырского землевладения. Определяя свое отношение к внешнему миру,
нестяжатели неизбежно должны были выразить собственное отношение и к
государству, и к царской власти, и к закону. Они не могли уйти и от решения
проблемы соотношения государственной власти и власти церковной — одной из важнейших
политических проблем русского общества как в эпоху Киевской Руси, так и в эпоху
Московии. Многое в сущности
нестяжательства раскрывается через личности и судьбы его идеологов и
сторонников. Поэтому, прежде чем излагать содержание данного учения, обратимся
к их биографиям. Главным идеологом
нестяжательства был преподобный Нил Сорский
(1433—1508). О жизни его сохранилось мало сведений. Известно только, что
происходил он из боярского рода Майковых. В юности своей обитал в Москве,
занимаясь переписыванием богослужебных книг. Еще в молодые годы принял
монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. Был в ученичестве у
знаменитого в те времена по своим добродетелям старца Паисия Ярославова. |
Реклама: |