|
133.
Под, государством я все время
подразумеваю не демократию или какую-либо иную форму правления, но любое независимое сообщество (any independent community), которое латиняне
обозначили словом «civitas»;
этому слову в нашем языке лучше всего соответствует слово «государство» (commonwealth), оно более
точно выражает понятие, обозначающее такое общество людей, а английские слова
«община» (community)
или «город» (citty) его
не выражают, ибо в государстве могут быть подчиненные общины, а слово «город»
у нас имеет совершенно иное значение, чем «государство». [...] Печатается по: Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 263, 264, 270—272, 317, 318, 334—338. Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ПОЛИТОЛОГИИ
155 Ш.Л.
МОНТЕСКЬЕ О
духе законов Книга вторая О ЗАКОНАХ, ВЫТЕКАЮЩИХ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЗ ПРИРОДЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА Г л а в а 1 О природе
трех различных образов правления Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомленные люди. Я предполагаю три определения или, вернее, три факта: «Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его; монархическое — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица». Вот что я называю природой правления. Предстоит рассмотреть, каковы законы, непосредственно вытекающие из этой природы и, стало быть, имеющие значение основных краеугольных законов. Г л а в а
VIII О том,
что честь не есть принцип деспотических государств Сверх того, так как честь имеет свои законы и правила, от соблюдения которых она не может уклониться, так как она зависит от своих собственных прихотей, а не от чужих, то по всему этому она может иметь место лишь в государствах с определенным устройством и твердыми законами. Может ли деспот потерпеть ее в своем государстве? Она полагает гною славу в презрении к жизни, а вся сила деспота только в том, что он может лишать жизни. Как она сама могла бы стерпеть деспота? У нее есть неуклонные правила и неприкосновенные прихоти, а деспот не имеет никаких правил и не признает никаких прихотей, кроме своих собственных. Честь, неведомая в деспотических государствах, где часто нет даже и слова для ее обозначения, господствует в монархиях; там она вносит жизнь во все: в политический организм, в законы и даже в добродетели. 156 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Г л а в а
IX О
принципе деспотического правления Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна. Безграничная власть государя переходит здесь целиком к тем, кому он ее поручает. Люди .с большим самоуважением могли бы затевать в таком государстве революции, поэтому надо задавить страхом всякое мужество в людях и погасить в них малейшую искру честолюбия. Правительство умеренное
может по желанию и без опасности для себя ослабить бразды правления: оно
держится собственною силою и силою законов. Но если в деспотическом государстве
государь хотя бы на мгновение опустит угрожающую руку, если он не может без
замедления уничтожать лиц, занимающих первые места в государстве, то все
пропало, так как страх —
единственное движущее начало этого образа правления — исчез и у народа нет более защитника. [...] Г л а в а Х Различие в характере повиновения
в умеренных и деспотических государствах В умеренной монархии верховная власть ограничивается тем, что составляет ее движущее начало, я хочу сказать — честью, которая, как монарх, господствует там над государем и народом. Там ссылаются не на требования религии — придворный счел бы это смешным, — а на правила чести. Отсюда происходят необходимые видоизменения в характере повиновения: понятию чести свойственны различные причуды, и все они отражаются на повиновении. |
Реклама: |