|
Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ 153 во многих отношениях ограничивают ту свободу, которую он имел по закону природы. 130. Во-вторых, от власти наказывать он отказывается полностью и употребляет свою естественную силу (которую он до того мог использовать для исполнения закона природы по своему собственному единоличному решению, когда считал это необходимым) для оказания помощи исполнительной власти общества в той мере, в какой этого потребует закон. Ведь, находясь теперь в новом состоянии, в котором он будет пользоваться многими благами благодаря труду, помощи и обществу других членов того же сообщества, равно как и защитой всей его силы, он должен также расстаться в такой же мере со своей естественной свободой ради обеспечения себя, в какой этого потребует благо, процветание и безопасность общества; это не только необходимо, но и справедливо, поскольку остальные члены общества поступают подобным же образом. 131.
Но хотя люди, когда они вступают в общество, отказываются от равенства, свободы
и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и
передают их в руки общества, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала
законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо
общества, все же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше
сохранить себя, свою свободу и собственность (ведь нельзя предполагать, чтобы
какое-либо разумное существо сознательно изменило свое состояние на худшее).
Власть общества или созданного людьми законодательного
органа никогда не может простираться далее, нежели это
необходимо для общего блага; эта власть обязана охранять
собственность каждого, не допуская тех трех неудобств, о которых говорилось
выше и которые делали естественное состояние столь небезопасным и ненадежным. И
кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править
согласно установленным постоянным законам,
провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных
указов; править с помощью беспристрастных
и справедливых судей, которые должны разрешать
споры посредством этих законов, и применять силу сообщества в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом — для предотвращения вреда или для
получения возмещения за него и для охраны сообщества
от вторжений и захватов. И все это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира,
безопасности и общественного блага народа. 154 Раздел
1.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Г л а в
а Х О формах
государства 132. Поскольку с момента объединения людей в общество большинство обладало, как было показано, всей властью сообщества, то оно могло употреблять всю эту власть для создания время от времени законов для сообщества и для осуществления этих законов назначенными им должностными лицами; в этом случае форма правления будет представлять собой совершенную демократию; или же оно может передать законодательную власть в руки нескольких избранных лиц и их наследников или преемников, и тогда это будет олигархия; или же в руки одного лица, и тогда это будет монархия; если в руки его и его наследников, то это наследственная монархия; если же власть передана ему только пожизненно, а после его смерти право назначить преемника возвращается к большинству, то это выборная монархия. И в соответствии с этим сообщество может устанавливать сложные и смешанные формы правления и в зависимости от того, что оно считает лучшим. И если законодательная власть первоначально была передана большинством, одному или нескольким лицам лишь пожизненно или на какое-то ограниченное время, а затем верховная власть снова должна была вернуться к большинству, то, когда это происходило, сообщество могло снова передать ее в какие ему угодно руки и, таким образом, создать новую форму правления. Ибо форма правления зависит от того, у кого находится верховная власть, которая является законодательной (невозможно предположить, чтобы низшая власть предписывала высшей или чтобы кто бы то ни было, кроме верховной власти, издавал законы); в соответствии с этим форма государства определяется тем, у кого находится законодательная власть. |
Реклама: |