|
Что же касается подданных, то когда снаружи мир, то единственное, чего следует опасаться, — это тайные заговоры. Главное средство против них — не навлекать на себя ненависти и презрения подданных и быть угодным народу, чего добиться необходимо, как о том подробно сказано выше. Из всех способов предотвратить заговор самый верный — не быть ненавистным народу. Ведь заговорщик всегда рассчитывает на то, что убийством государя угодит народу; если же он знает, что возмутит народ, у него не хватит духа пойти на такое дело, ибо труд- Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ 131 ностям, с которыми сопряжен всякий заговор, нет числа. Как показывает
опыт, заговоры возникали часто, но удавались редко. [...] Короче говоря, на стороне
заговорщика — страх,
подозрение, боязнь расплаты; на стороне
— государя — величие
власти, законы, друзья и вся мощь государства; так что если к этому
присоединяется народное благоволение, то едва ли кто-нибудь осмелится
составить заговор. Ибо заговорщику есть чего опасаться и прежде совершения
злого дела, но в этом случае, когда против него народ, ему есть чего опасаться
и после, ибо ему не у какого будет искать убежища. [...] В заключение повторю, что государь может не опасаться заговоров, если пользуется благоволением народа, и, наоборот, должен бояться всех и каждого, если народ питает к нему вражду и ненависть. Благоустроенные государства и мудрые государи принимали все меры к тому, чтобы не ужесточать знать и быть угодными народу, ибо это принадлежит к числу важнейших забот тех, кто правит. В наши дни хорошо
устроенным и хорошо управляемым государством является Франция. В ней имеется
множество полезных учреждений, обеспечивающих свободу и безопасность короля,
из которых первейшее —
парламент с его полномочиями. Устроитель этой монархии, зная властолюбие и
наглость знати, считал, что ее необходимо держать в узде; с другой стороны,
зная ненависть народа к знати, основанную на страхе, желал оградить знать.
Однако он не стал вменять это в обязанность королю, чтобы знать не могла
обвинить его в потворстве народу, а народ
— в покровительстве знати, и создал третейское учреждение, которое, не
вмешивая короля, обуздывает сильных и поощряет слабых. Трудно вообразить лучший
и более разумный порядок, как и более верный залог безопасности короля и
королевства. Отсюда можно извлечь еще одно полезное правило, а именно: что
дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные — исполнять сами. В включение же
повторю, что государю надлежит вызывать почтение к тати, но не вызывать
ненависти в народе. [...] Здесь уместно заметить,
что добрыми делами можно навлечь на себя ненависть точно так же, как и дурными,
поэтому государь, как я уже говорил,
нередко вынужден отступать от добра ради того, чтобы сохранить государство,
ибо если та часть подданных, чьего расположения ищет государь, — будь то народ, знать или войско, — развращена, то и государю, чтобы ей
угодить, приходится действовать соответственно, и в этом случае добрые дела
могут ему повредить. [...] 132 Раздел
1.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Но вернемся к
обсуждаемому предмету. Рассмотрев сказанное выше, мы увидим, что главной
причиной гибели императоров была либо ненависть к ним, либо презрение, и
поймем, почему из тех, кто действовал противоположными способами, только двоим
выпал счастливый, а остальным несчастный конец. [...] Г л а в
а XXI Как
надлежит поступать государю, чтобы его почитали Ничто не может внушить к
государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки. [...] Величию государя способствуют также необычайные распоряжения внутри государства, [...] иначе говоря, когда кто-либо совершает что-либо значительное в гражданской жизни, дурное или хорошее, то его полезно награждать или карать таким образом, чтобы это помнилось как можно дольше. Но самое главное для государя — постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся. |
Реклама: |