|
Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ
129 стойным, если бы люди честно держали слово, но люди,
будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А
благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому
множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или
пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше
оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь
прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и
так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто
даст себя одурачить. [...] [...] Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, т.е., как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла. Итак, государь должен бдительно следить за тем, чтобы с языка его не сорвалось слова, не исполненного пяти названных добродетелей. Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстанет как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие. Ибо люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками — немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство. О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нем не остается места, когда за большинством стоит государство. Один из нынешних государей, которого воздержусь называть, только и делает, что проповедует мир и верность, на деле же тому и другому злейший враг; но если бы он последовал тому, что проповедует, то давно лишился бы либо могущества, либо государства. 130 Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ Г л а в
а XIX О том,
каким образом избегать ненависти и презрения Наиважнейшие из
упомянутых качеств мы рассмотрели; что же касается прочих, то о них я скажу
кратко, предварив рассуждение одним общим правилом. Государь, как отчасти
сказано выше, должен следить за тем, чтобы не совершить ничего, что могло бы
вызвать ненависть или презрение подданных. Если в этом он преуспеет, то свое
дело он сделал, и прочие его пороки не представят для него никакой опасности.
Ненависть государи возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин
своих подданных. Ибо большая часть людей довольна жизнью, пока не задеты их
честь или имущество; так что недовольным может оказаться лишь небольшое число
честолюбцев, на которых нетрудно найти управу. Презрение государи возбуждают
непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью.
Этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, напротив, в каждом действии
являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость. Решения государя
касательно частных дел подданных должны быть бесповоротными. и мнение о нем
должно быть таково, чтобы никому не могло прийти в голову, что можно обмануть
или перехитрить государя. К правителю, внушившему о себе такое понятие, будут
относиться с почтением; а если известно, что государь имеет выдающиеся
достоинства и почитаем своими подданными, врагам труднее будет напасть на него
или составить против него заговор. Ибо государя подстерегают две опасности — одна изнутри, со стороны подданных,
другая извне — со стороны сильных
соседей. С внешней опасностью можно справиться при помощи хорошего войска и
хороших союзников; причем тот, кто имеет хорошее войско, найдет и хороших
союзников. А если опасность извне будет устранена, то и внутри сохранится мир
при условии, что его не нарушат тайные заговоры. Но и в случае нападения извне
государь не должен терять присутствия духа, ибо, если образ его действий был
таков, как я говорю, он устоит перед любым неприятелем. [...] |
Реклама: |