|
VIII
6. Царь должен наблюдать за тем, чтобы владеющие собственностью не
терпели никаких обид, а народ ни в чем не терпел оскорблений. Тиран же, как
неоднократно указывалось, не обращает никакого понимания на общественные
интересы, разве что ради собственной выгоды. Цель тирана — приятное, цель царя — прекрасное. Поэтому тиран видит свое
преимущество в том, чтобы приумножить свои средства; царь же главным образом в
приумножении чести. [...] IX 8. Все то, что мы до сих пор рассмотрели, можно, коротко говоря, гнести к трем пунктам. Именно, тиран стремится к трем целям: во-первых, вселить малодушие в своих подданных, так как человек малодушный не станет составлять против него заговоры; во-вторых, поселить взаимное недоверие — тирания может пасть только тогда, когда некоторые граждане будут доверять друг другу, поэтому тираны — враги порядочных людей, как опасных для их власти, и не только потому, что эти люди не выносят деспотической власти, но и потому, что они пользуются доверием как в своей среде, так и среди других и не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих; в-третьих, лишить людей политической энергии: никто не решится на невозможное, значит, и на низ- 124 Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ вержение тирании, раз у него нет на то силы. 9. На указанные три цели направлены все
помыслы тиранов. Их можно было бы свести к следующим предпосылкам: чтобы люди
не доверяли друг другу; чтобы не могли действовать; чтобы прониклись
малодушием. [...] К н и г
а с е д ь м а я (Н) II 3. Итак, ясно, что наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого дает возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо. Но даже те, которые согласны в том, что всего более предпочтительна жизнь, согласная с требованиями добродетели, спорят, чему отдать предпочтение: политической ли и практически деятельной жизни или такой жизни, которая свободна от всякой внешней деятельности, например, той созерцательной жизни, какую некоторые только и считают достойной философа. Легко видеть, что люди, всего выше ставящие достоинство и честь, почти всегда избирают один из этих двух образов жизни — практически деятельный и философский; так было раньше, так обстоит дело и теперь. IV 2. [...] Первым условием для обеспечения существования государства является совокупность граждан; возникает вопрос, как велико должно быть их количество, какие они должны иметь природные качества, точно так же какого размера должна быть территория и каковы должны быть ее свойства. 5.
Опыт подсказывает, однако, как трудно, чтобы не сказать невозможно, слишком
многонаселенному государству управляться хорошими законами; по крайней мере мы
видим, что все те государства, чье устройство слывет прекрасным, не допускают
чрезмерного увеличения своего народонаселения. [...] VII 4. Итак, мы должны перечислить задачи государства, и тогда вопрос станет ясным. Должно быть прежде всего пропитание; затем — ремесла (человеческая жизнь нуждается во многих орудиях); в-третьих, оружие (оружие необходимо для участников государственного общения как для поддержания власти против неповинующихся внутри государства, так и против внешних врагов, если они попытаются нанести обиду); также известный запас денежных средств для собственных надобностей и для военных нужд; в-пятых, и это прежде всего, попечение о религиозном культе, т.е. то, что называется жречеством; в-шестых по счету, но самое необходимое — решение о том, что полезно и что справедливо в отношениях граждан между собой. Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ
125 XII
1. [...] Благо при всех обстоятельствах зависит от соблюдения двух условий:
одно из них — правильное
установление задачи и конечной цели всякого рода деятельности, второе — отыскание всякого рода средств,
ведущих к конечной цели. Может случиться, что оба этих требования будут
противоречить друг другу, и может случиться, что они будут совпадать, ведь
иногда цель определена прекрасно, но совершаются ошибки в средствах, ведущих к
ее достижению; в другой раз имеются все средства, ведущие к достижению цели,
но сама цель поставлена плохо. [...] |
Реклама: |