|
122 Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И теории
ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ ных частей достигнет большого перевеса, то другая не хочет рисковать
вступать с ней в борьбу.
[...] IV
1. [...] В демократиях перевороты чаще всего вызываются необузданностью
демагогов, которые, с одной стороны, путем ложных доносов по частным делам на
состоятельных людей заставляют этих последних сплотиться (ведь общий страх
объединяет и злейших врагов), а с другой стороны, натравливают на них народную
массу. [...] VI 3. Но главной причиной крушения политий и аристократий являются встречающиеся в самом их государственном строе отклонения от справедливости. Начало крушения заключается в том, что в политии в неправильном соотношении объединены демократия и олигархия, в аристократии же — та и другая и еще добродетель, в особенности же указанные два элемента. Имею в виду демократию и олигархию, потому что именно их пытаются соединить политии и большая часть так называемых аристократий. 4. Ведь и отличаются аристократии от так называемых политий именно в этом отношении, а поэтому первые менее, вторые более устойчивы. Те государственные устройства, которые отклоняются более в сторону олигархии, называют аристократическими, а те, которые более склоняются в сторону демократии, — политиями. Поэтому последние более прочны, чем первые: большинство имеет большую силу, и люди больше любят порядок, при котором осуществляется равноправие, тогда как обладатели большого состояния, если государственный строй предоставит им значительный перевес, стремятся проявить наглость и корыстолюбие. 5. Вообще, в какую сторону клонится государственный строй, в том направлении и происходит изменение, так как те и другие стремятся усилить то, что им выгодно; полития, например, перейдет в демократию, аристократия — в олигархию. Или изменение пойдет в противоположном направлении, т.е. аристократия обратится в демократию (если менее обеспеченные, терпя обиды, станут тянуть в противоположную сторону), а полития — в олигархию. Ведь устойчивым государственным строем бывает единственно такой, при котором осуществляется равенство в соответствии с достоинством и при котором каждый пользуется тем, что ему принадлежит. VII 9. Но самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться. За этим с особой тщательностью должно следить в государствах олигархических. [...] 10. Если бы кому-нибудь удалось устроить это, то единственно таким об- Глава 2. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
ПОЛИТОЛОГИИ
123 разом мыслимо объединение демократии и аристократии: стало бы возможным
и для знати, и для народной массы иметь то» чего и та и другая для себя желает.
Ведь, с одной стороны, допустить всех к правлению — правило демократическое, с другой — занятие должностей знатными — правило аристократическое; а это
будет в том случае, когда нельзя будет наживаться, занимая должности. [...] 14.
Тремя качествами должны обладать те, кто намерен занимать высшие должности:
во-первых, сочувствовать существующему государственному строю; затем, иметь
большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью;
в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью, соответствующими каждому
виду государственного строя.
[...] 20. Но самое важное из всех указанных нами способствующих сохранению государственного строя средств, которым ныне все пренебрегают, — это воспитание в духе соответствующего государственного строя. Никакой пользы не принесут самые полезные законы, единогласно одобренные всеми причастными к управлению государством, если граждане не будут приучены к государственному порядку и в духе его воспитаны, а именно если законы государства демократические — и духе демократии, если олигархические — в духе олигархии; ведь если недисциплинирован один, недисциплинированно и все государство. |
Реклама: |