|
В центре геополитической концепции Данилевского были: идея славянства как высшая идея, отстаивание славянской независимости и самобытности, Россия как «солнце славянства». Согласно Данилевскому, в мире должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константинополе, который мог стать «третьим Римом» в образе «славянско-православного Рима». Проектируемое Данилевским политическое объединение включало только два славянско-право-славных государства — русскую Империю и Королевство Болгарское, одно славянско-католическое (Королевство Чехо-Мораво-Словацкое) и одно югославское государство, соединяющее обе конфессии (Королевство Сербо-Хорватско-Славянское). Кроме того, в союзе оказались православ- ные, но не славянские Королевство Румынское и Королевство Эллинское, а в довершение всего — ни славянское, ни православное Королевство Мадьярское — просто в силу его географического положения и некоторых особенностей исторического развития. ДАРЕНДОРФ Ральф (1929) ¾ немецкий политолог и социолог, один из ведущих теоретиков современного либерализма. В своих работах «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1959), «Конфликт и свобода» (1972) Дарендорф разрабатывает теорию социальной стратификации и теорию конфликта. Причину формирования конфликтных групп в обществе он видит в отношениях господства и подчинения. Господство определяется как возможность добиться послушания данной группы людей определенному приказу. Центральным понятием в политической и социальной теории Дарен-дорфа является конфликт. Именно в нем видит ученый творческое начало и основу развития всякого общества и шанс обретения свободы. Социальные конфликты обусловлены, по мнению Дарендорфа, структурой «социальных позиций и ролей», делением на правящих и управляемых в «императивно управляемых ассоциациях», под которыми понимаются все формы асимметричного распределения власти, будь то государство, политическая партия, церковь и т.д. Р. Дарендорф полагает, что: 1) каждое общество изменяется в каждой своей точке, социальные изменения вездесущи; 2) каждое обще- 805 ИМЕННОЙ
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ство в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ; 3) каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение; 4) каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других.
По мнению Дарендорфа, «кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм себе в противники». С его точки зрения, социальный конфликт — результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта ведет к его обострению, а «рациональная регуляция» — к «контролируемой эволюции». ДОЙЧ Мортон — американский исследователь проблем конфликтологии, профессор Йельского университета. ДЮВЕРЖЕ Морис (1917) ¾ французский социолог и политолог, специалист в области политической социологии. Мировая известность пришла к Дюверже после выхода книги «Политические партии» (1951). В ней рассматривались структурно-организационные основы партий, особенности их становления и развития как институционализиро-ванных общностей, впервые в политологии был поставлен вопрос о взаимосвязи партийной, парламентской и избирательной систем. Дюверже были сформулированы «три социологических законам взаимосвязи избирательных и партийных систем. Их содержание сводится к следующим положениям: 1) пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение многопартийной системы, характеризующейся существованием автономных партий с жесткой внутренней структурой; 2) абсолютная мажоритарная избирательная система порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу; 3) относительная мажоритарная избирательная система влияет на формирование двухпартийной системы. |
Реклама: |