!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812¾1870) — писатель, публицист, фило­соф, революционер-демократ. С его именем связана разработка проблем русского крестьянского социализма.

Основные идеи русского крестьян­ского социализма были сформулиро­ваны Герценом в работах «Россия» (1849), «С того берега» (1849), «О развитии, революционных идей в Рос­сии» (1850), «Русский народи социа­лизм» (1851) и др.

Социалистичность как характер­ная черта жизни и психологии русско­го крестьянина виделась Герценом в уникальности существующей сель­ской общины, городской артели и самобытной воинской организации казачества. Община, способная к раз­витию и обеспечивающая свободное развитие личности, мыслилась как ос­нование, зародыш будущего общест­ва. Позже, обосновывая роль общины в некапиталистическом пути развития России, Герцен скажет, что Европа пойдет «пролетариатом к социализму, мы социализмом к свободе». В ко­нечном счете идея «русского социа­лизма» сводилась к формуле: «чело­век будущего России мужик, точно так же, как во Франции работник». В общине виделась та социальная структура, которая может связать на­стоящее и будущее страны с наимень­шими «издержками» и более быстры­ми темпами.

Определяя республику как форму правления, Герцен подразделял ее на политическую и социальную. Полити­ческую республику, как шаг вперед, он отождествлял с западными парла­ментскими демократиями, которые не являются «воплощением суверените­та народа, а только представляют его». Социальная республика это самодержавие народа, отсутствие централизации, это «волостное прав­ление: канцелярия общественных дел». В социальной республике будут «поверенные делегаты, но совокуп­ность их не может представлять вер­ховной власти, они не выше народа».

Буржуазно-либеральному лозунгу «политической республики» Герцен противопоставляет идею «социаль­ной республики», которая возникает на основе социалистического пере­устройства общества, а требованиям политических свобод и политического равенства в формально-правовом духе буржуазного парламентариз-



802                                         ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК



ма ¾ идею фактического социального равенства в обществе. Раскрывая ог­раниченность буржуазного республи­канизма, Герцен писал, что «даже край буржуазного радикализма реак­ционен по отношению к социализму», поскольку даже самые прогрессивные из радикалов не решаются «коснуться эксплуатации страдающего бедного большинства богатым и угнетающим меньшинством»,

Реклама:
По выгодной цене интернет магазин стройматериалов и дополнительные услуги.

В целом представления Герцена о социализме не получили законченно­го оформления. В его взглядах с уди­вительной причудливостью перепле­лись идеализация общины, вера в со­зидающую силу передовой интелли­генции, надежда на преобразующую миссию русского царя, отрицание и неприятие крови и страданий револю­ционного переворота. Прекрасный пропагандист социалистических идей, яростный противник мещанства и буржуазности, Герцен заложил осно­вы народничества, которые, по метко­му замечанию М.А. Бакунина, можно назвать мирным, нереволюционным социализмом.

ГОББС Томас (1588¾1679) ¾ анг­лийский философ и политический мыслитель.

Гоббс определял государство как «искусственное тело», продукт чело­веческой деятельности, а не божест­венное установление. Государство, по мнению философа, возникло на основе «общест-венного договора» из «естественного состояния», когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех». В результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивающих свою

 


свободу, были перенесены на госуда­ря (или государственные органы), на которого была возложена функция охраны мира и обеспечения благопо­лучия граждан.

По мнению Гоббса, обществен­ный договор приводит к образованию общества и государства одновремен­но. Общественный договор представ­ляет собой объединение каждого с каждым; это своего рода договор объединения, посредством которого масса, толпа превращается в орга­низованное общество и образует еди­ное лицо. Так возникает государст­во новое лицо, «воля которого в силу соглашения многих людей счи­тается за волю их всех, с тем, чтобы государство могло распоряжаться си­лами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и за­щиты».


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz