|
778 Раздел VII. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТН0ШЕНИЯ международную юрисдикцию, и доверить международным органам (по
соглашению с теми странами, на территориях которых они расположены) их охрану
и сохранность —
думается, что это было бы не только в интересах создавших эти ценности народов,
но и в интересах всей мировой культуры.
[...] Четвертая
цель: мировое сообщество Большинство людей — в отличие от некоторых современный учреждений — сейчас уже вполне ясно осознают, что национальное государство не может более идти наравне с ходом времени. Оно — за исключением великих держав — не в состоянии даже извлечь ощутимых выгод из регулирующей ныне международную жизнь глобальной социально-политической системы, хотя и служит в ней основной ячейкой. С другой стороны, пользуясь в мировой политической системе правами суверенитета, оно зачастую не считает нужным признавать существование каких бы то ни было наднациональных учреждений и не желает слышать о проблемах, требующих урегулирования на национальном уровне. Можно сказать, что даже в национальном плане государственные службы — в своей нынешней форме, — как правило, не оправдывают ожиданий своих же собственных сограждан. Этих примеров вполне достаточно, чтобы еще раз подчеркнуть необходимость структурных реформ на всех уровнях мировой организации. Недостатки и неповоротливость национального государства наиболее явно видны именно в сфере международной жизни, в попытке создать межгосударственные коалиции, которые во многих отношениях оказываются более гибкими, чем региональные союзы. Невозможность настоящих фундаментальных реформ в рамках существующей ныне системы показывают в конечном счете и поиски сотрудничества по международным экономическим проблемам. Фундаментальная научная мысль до сих пор, по сути дела, не дает никаких четких и вразумительных ответов на вопросы о принципиальной возможности и реальных путях такой трансформации национального государства, которая, сохранив за собой нынешнюю роль государства, была бы способна установить более стабильный и эффективный мировой порядок, соответствующий веку глобальной империи человека. Вряд ли можно ожидать творческих предложений на эту тему от самих правительств, ибо характерной чертой деятельности любых институтов всегда и везде было и остается не самообновление, а самоутверждение и самосохранение. С другой стороны, сложность
Глава 18. ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ГЛОБАЛИСТИКА 779 и комплексность проблемы, а также множество противоречивых интересов, связанных с существующей ныне структурой, обусловливают необходимость проведения этого обширного исследования и всех связанных с ним научных разработок на совершенно новой, независимой основе. Суть проблемы сводится к тому, чтобы выявить пути постепенного преобразования нынешней системы эгоцентрических государств, управляемых склонными к самоуправству правительствами, в мировое сообщество, в основу которого легла бы система скоординированных между собой географических и функциональных центров принятия решений, охватывающая все уровни человеческой организации — от локального до глобального. Область юрисдикции таких центров — вне зависимости от их функций и уровня — должна больше соответствовать традициям, интересам и проблемам, общим для различных групп населения. Вопрос, таким образом, сводится, в сущности, к тому,
чтобы придумать специализированную и одновременно иерархическую систему, которая
бы состояла из относительно автономных элементов различной природы и структуры,
в то же самое время тесно взаимосвязанных и активно взаимодействующих — и все это в общемировом масштабе!
Здесь, конечно, необходимо найти такие формы географический и функциональной
координации несметного количества различных центров принятия решений, чтобы
они не превратились в чудовищную, невообразимую структуру, в нечто вроде
монументального хаоса, а стали бы управляемым единым целым, способным не только
удовлетворять сиюминутные, непосредственные или частные интересы, но и соответствовать
долгосрочным интересам всего человечества.
[...] |
Реклама: |