|
Подобно тому как философия
находит в пролетариате свое материальное
оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное
оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую
народную почву, совершится эмансипация немца в человека. Из всего этого вытекает: Единственно практически возможное освобождение Германии есть
освобождение с позиций той теории,
которая объявляет высшей сущностью человека самого человека. В Германии
эмансипация от средневековья возможна лишь как
эмансипация вместе с тем и от час- 640 Раздел V. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА тичных побед над средневековьем.
В Германии никакое рабство не может быть уничтожено
без того, чтобы не было уничтожено всякое рабство.
Основательная Германия не может
совершить революцию, не начав революции с самого основания.
Эмансипация немца есть эмансипация человека. Голова этой эмансипации — философия; ее сердце —
пролетариат. Философия не может быть воплощена в действительность без
упразднения пролетариата, пролетариат не может упразднить себя, не воплотив
философию в действительность. [...] Печатается
по: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 421—429. К КРИТИКЕ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ Предисловие [...] В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе пере-
Глава 14. СОВРЕМЕННЫЕ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ 641 ворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий
материальной жизни, из существующего конфликта между общественными
производительными силами и производственными отношениями. [...] Печатается по: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6, 7. КРИТИКА
ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ Замечания
к программе германской рабочей партии [...] Свободное государство — что это такое? Сделать государство «свободным» — это отнюдь не является целью рабочих, избавившихся от ограниченного верноподданнического образа мыслей. В Германской империи «государство» почти столь же «свободно», как в России. Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный; да и в наше время большая или меньшая свобода государственных форм определяется тем, в какой мере они ограничивают «свободу государства». |
Реклама: |