|
__________ 1 Некстати (фр.). 638 Раздел V. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА бюрократ — в борьбе с дворянством, буржуа — в борьбе с ними со всеми вместе, а в это время пролетарий уже начинает борьбу против буржуа. Буржуазия не дерзает еще сформулировать со своей точки зрения мысль об эмансипации, когда развитие социальных условий, а также и прогресс политической теории объявляют уже самую эту точку зрения устаревшей или, по крайней мере, проблематичной. Во Франции достаточно
быть чем-нибудь, чтобы желать быть всем. В Германии надо быть ничем, если не
хочешь отказаться от всего. Во Франции частичная эмансипации есть основа
всеобщей. В Германии всеобщая эмансипация есть conditio sine qua nоn1 всякой частичной. Во
Франции свобода во всей ее полноте должна быть порождена действительным
процессом постепенного освобождения, в Германии — невозможностью такого постепенного процесса. Во Франции
каждый класс народа — политический идеалист и чувствует себя прежде всего не
особым классом, а представителем социальных потребностей вообще. Поэтому роль освободителя последовательно переходит — в полном драматизма движении — к различным классам французского
народа, пока, наконец, не дойдет очередь до такого класса, который осуществит
социальную свободу, уже не ограничивая ее определенными условиями, лежащими
вне человека и все же созданными человеческим обществом, а, наоборот,
организует все условия человеческого существования, исходя из социальной
свободы как необходимой предпосылки. В Германии, напротив, где практическая
жизнь так же лишена духовного содержания, как духовная жизнь лишена связи с
практикой, ни один класс гражданского общества до тех пор не чувствует ни
потребности во всеобщей эмансипации, ни способности к ней, пока его к тому не
принудят его непосредственное положение, материальная необходимость, его собственные
цепи. В чем же, следовательно, заключается положительная возможность немецкой эмансипации? Ответ: в образовании класса, скованного радикальными цепями, такого класса гражданского общества, который не есть класс гражданского общества; такого сословия, которое являет собой разложение всех сословий; такой сферы, которая имеет универсальный характер вследствие ее универсальных страданий и не притязает ни на какое особое право, ибо над ней тяготеет не особое бесправие, а бесправие вообще, которая уже не может ссылаться на историческое право, а ________________ 1 Необходимое условие (лат.). Глава 14. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ 639 только лишь на человеческое
право, которая находится не в одностороннем противоречии с последствиями,
вытекающими из немецкого государственного строя, а во всестороннем
противоречии с его предпосылками; такой сферы, наконец, которая не может себя
эмансипировать, не эмансипируя себя от всех других сфер общества и не эмансипируя,
вместе с этим, все другие сферы общества, — одним словом, такой сферы, которая представляет собой полную утрату человека и, следовательно, может возродить
себя лишь путем полного возрождения человека.
Этот результат разложения общества, как особое сословие, есть пролетариат. Пролетариат зарождается в Германии в результате начинающегося прокладывать себе путь промышленного развития; ибо не стихийно сложившаяся, а искусственно созданная бедность, не механически согнувшаяся под тяжестью общества людская масса, а масса, возникающая из стремительного процесса его разложения, главным образом из разложения среднего сословия, — вот что образует пролетариат, хотя постепенно, как это само собой понятно, ряды пролетариата пополняются и стихийно возникающей беднотой, и христианско-германским крепостным сословием. Возвещая разложение существующего миропорядка, пролетариат раскрывает лишь тайну своего собственного бытия, ибо он и есть фактическое разложение этого миропорядка. Требуя отрицания частной собственности, пролетариат лишь возводит в принцип общества то, что общество возвело в его принцип, что воплощено уже в нем, в пролетариате, помимо его содействия, как отрицательный результат общества. Пролетарий обладает по отношению к возникающему миру таким же правом, каким немецкий король обладает по отношению к уже возникшему миру, когда он называет народ своим народом, подобно тому как лошадь он называет своей лошадью. Объявляя народ своей частной собственностью, король выражает лишь тот факт, что частный собственник есть король. |
Реклама: |