|
Пятой интересующей нас
разновидностью является фашизм, сложившийся
как политическое течение в нашу эпоху. Фашизм разрабатывает особую точку
зрения на отношение теории к практике. По своей сущности он активен и
иррационален. Фашизм охотно заимствует положение иррациональных философий и
наиболее современных по своему типу политических теорий. В фашистское
мировоззрение вошли в первую очередь (разумеется, соответствующим образом
переработанные) идеи Бергсона, Сореля
и Парето. В центре фашистского учения находится апофеоз непосредственного действия, вера в решающий акт, в значение инициативы руководящей элиты. Сущность политики в том, чтобы действовать, понять веление момента. Не программы важны, важно безусловное подчинение вождю. Историю творят не массы, не идеи, не действующие в тиши силы, а утверждающие свою мощь элиты. Это — полнейший ирраци- Глава 14. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ 611 онализм, но отнюдь не иррационализм консерваторов и не
то иррациональное начало, которое одновременно и надрационально, не народный
дух, не действующие в тиши силы, не мистическая вера в творческую силу
длительного периода времени, а иррационализм действия, отрицающий историю во
всех ее значениях, выступающий с совершенно новых позиций. [...] Как ни различна была складывающаяся из этого обращения к истории картина у консерваторов, либералов и социалистов, все они держались мнения, что в истории существуют доступные пониманию связи. Сначала в ней искали план божественного провидения, затем высокую целесообразность духа в динамическом и пантеистическом понимании. Однако это были лишь метафизические подступы к чрезвычайно плодотворной исследовательской гипотезе, которая видит в историческом процессе не последовательность разнородных событий, а связанные совместные действия важнейших факторов. Попытка понять внутреннюю структуру исторического процесса предпринималась для того, чтобы тем самым обрести масштаб для собственных действий. Если либералы и
социалисты твердо держались мнения, что эта связь, эта структура может быть
полностью рационализирована, и различие заключалось главным образом в том, что
первые ориентировались по преимуществу на прямолинейный прогресс, а вторые — на диалектическое движение, то
консерваторы стремились к тому, чтобы познать становящуюся структуру
исторической целостности созерцательно и морфологически. Сколь ни различны эти
точки зрения по своим методам и своему содержанию, все они исходили из того,
что политическое действие происходит в рамках истории и что в наше время для
совершения политического действия необходимо умение ориентироваться в той
находящейся в становлении общей совокупности связей, внутри которой находится
субъект этой деятельности. Иррациональность же фашистского действия устраняет
эту в той или иной степени познаваемую историчность. [...] С фашистской точки зрения и марксистское понимание, рассматривающее историю как основанную на экономических и социальных факторах структурную взаимосвязь, есть в конечном счете только миф, и совершенно так же, как с течением времени исчезает уверенность в структурированности исторического процесса, складывается и отрицательное отношение к учению о классах. Нет пролетариата, есть только пролетариаты.
612 Раздел V. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА Для подобного типа мышления и переживания характерно также представление, что история распадается на мгновенно сменяющиеся ситуации, причем решающими здесь являются два обстоятельства: во-первых, вдохновенный порыв выдающегося вождя передовых групп (элит); во-вторых, обладание единственно возможным знанием — знанием массовой психологии и техникой манипулирования ею. |
Реклама: |